среда, 6 февраля 2008 г.

Выпуск 11. Опять про обработку файлов

Сегодня мы ещё раз поговорим о форматах файлов, процессе обработки и проблемах, возникающими при обработке.

Письмо:

Почему не приветствуется коррекция RAW-изображения по всем возможностям в программе Digital Photo Professional, например, и конвертация не в промежуточный TIFF, а в окончательный JPEG?

Digital Photo Professional - это программное обеспечение, поставляемое Canon'ом вместе с цифрозеркалками, которое работает согласно неким алгоритмам. Я бы не сказала, что Canon - это та фирма, которая специализируется на разработке программного обеспечения и алгоритмов, проводит исследования в Computer Science и т.д. Да, они выпускают софт, но этот софт, скорее всего, не использует новейшие запатентованные алгоритмы. А значит, и обработка в Digital Photo Professional будет иметь свои огрехи, так называемые
артефакты.

Вот пример фотографий обработанных в Digital Photo Professional: http://dolgachov.com/forum/index.php?topic=21.msg4013#msg4013
Вот что получилось при использовании Adobe Camera RAW, плагина к фотошопу: http://dolgachov.com/forum/index.php?topic=21.msg4085#msg4085

Далее, куда сохранять, в JPEG или в TIFF. Можете, конечно, сохранять и в JPEG. Но если Вы потом захотите этот JPEG потом в фотошопе подредактировать, то опять будут вылазить артефакты. С TIFF этого не происходит или происходит незначительно, потому что он содержит больше информации (об интерполированных цветах, помните?). А обрабатывать после конвертации картинку почти всегда приходится. Например, пошарпить аккуратно или в каналах поблюрить некоторые участки... Или, например, редактирование занимает не 5 минут, а три дня (выкосить, например, сложный логотип). Каждый раз, пересохраняя JPEG, вы теряете огромное количество информации и ухудшаете качество картинки. Достаточно пересохранить три раза, чтобы картинку можно было выбросить в мусорное ведро.



Артефакты

Итак, что же такое артефакты?

Артефакты обычно имеют место в JPEG файлах и умножаются при пересохранении. JPEG - это формат с потерей качества. Цифровая картинка сохраняется в ужатом виде (в сокращённом варианте). Благодаря этому размер файла невелик, но часть информации безвозвратно потеряна. Алгоритмы по ужатию файлов в JPEG эмулируют восприятие картинки человеческим глазом: значительных искажений картинки не видно, особенно на экране монитора в 25%-ном размере, но картинка всё же отличается от первоначального варианта. И отличия эти - артефакты.

Видимость артефактов усиливается с числом пересохранений.

Вот, пример экстремальных артефактов (сохранение в фотошопе с качеством 0):


Источник картинки: http://en.wikipedia.org/wiki/Jpeg

Самые распространённые артифакты - так называемый москитный шум (mosquito noise). Он проявляется пятнами цветового шума, окружающего высококонтрастные границы (например, тёмное здание на фоне голубого неба) и похож на рой комаров.

Ещё один вид артефактов часто встречается в участках картинки с различными мелкими и частыми деталями, например, волосы, мех, трава...

Постаризация - эффект, при котором плавный цветовой градиент заменяется несколькими однотонными регионами.


Источник картинки: http://en.wikipedia.org/wiki/Posterization

Наконец, поскольку JPEG алгоритмы работают на блоках 8Х8 пикселей, иногда на картинках появляется мозаичность.

По мотивам: http://hannemyr.com/photo/defects.html#jpeg (рекомендую посмотреть оригинальные картинки этой статьи и описание других проблем цифровых изображений, по которым можно получить отказы на стоках).



Наиболее часто задаваемые вопросы про RAW формат

Что такое RAW?
RAW можно рассматривать как цифровой аналог негативов плёночных камер. Это непосредственная копия всего, что сенсор регистрирует, без какой-либо трансформации.

Почему рекомендуется использовать RAW, а не JPEG?
Самое важное отличие RAW от JPEG - первый содержит данные не трансформированные, не искажённые, не обработанные, а именно в самом первоначальном виде. Далее, имея специальное програмное обеспечение, в RAW файле можно поправить ошибки снимка: баланс белого, цветовая температура, контраст, насыщенность. Можно "вытащить детали" из теней и засветов. А ещё можно заново обработать тот же самый RAW файл в будущем, когда выпустят новое програмное обеспечение с более продвинутыми алгоритмами.

Куда конвертировать RAW: в JPEG или TIFF?
Рекомендуется конвертировать в 16-тибитный TIFF, нежели в 8-мибитный JPEG. 16-тибитные файлы содержат больше информации и позволяют многократно редактировать файл в фотошопе, например, уровни или кривые без ухудшения качества картинки.

Мне нужно специальное програмное обеспечение?
Да. Список програмного обеспечения был приведен в Выпуске 7 рассылки или этого блога. Альтернативный источник здесь: http://prophotos.ru/articles/5319

Каковы ограничения RAW?
Вы тратите больше времени на подготовку файлов. RAW занимают больше места, чем JPEG и требуют больше оперативной памяти во время обработки. Сильные засветы и ошибки фокуса нельзя исправит даже в RAW.

После конвертации нужно удалять RAW?
А негативы бы вы удалили? Думаю, что нет.



Полезные ссылки

Prophotos.ru содержит много интересной информации, написанной простым языком: про фотовыставки в Москве, про высококлассных фотографов и их фотографии (очень вдохновляюще!), обзоры фототехники, обзоры жанров фотографии, история фотографии и фототехники... Нам, чайникам, несомненно пригодится раздел "Уроки фотографии", который знакомит с техническими аспектами фотографии, приёмами съёмки различных объектов, жанров и сюжетов, а также обработкой цифровых фотографий при помощи программного обеспечения.

Похожие статьи:


0 коммент.:

Отправить комментарий

© Natalia Macheda/Наталия Македа, 2008-2013
Все материалы блога защищены авторским правом. Любая перепечатка или использование материалов этого блога в коммерческих целях возможна лишь с письменного согласия автора. При некоммерческом использовании допускается лишь частичное копирование текста какой-либо статьи блога с обязательной ссылкой на полную статью. Полное копирование какой-либо статьи блога ЗАПРЕЩАЕТСЯ даже при наличии ссылки на блог.