суббота, 28 июня 2008 г.

25 советов для фотографов. Часть 3: советы 21-25 (Выпуск 27)

Скачать всю статью в PDF формате

21. Попробуйте снимать в инфракрасном свете

Светящиеся белые листья, почерневшее небо, бледные лица с тёмными бездонными глазами - всё это похоже на шаманство, когда мы говорим о фотографии. Но именно этим свойстом и обладает инфракрасное фото - запечатлевать электромагнитные волны, невидимые невооружённым глазом.

Традиционно, специальные инфракрасные плёнки использовались для создания инфракрасных фото. Но современные матрицы CCD и CMOS цифровых камер чувствительны к инфракрасным волнам и могут зафиксировать их. Однако совремнные камеры оснащены фильрами против инфракрасных волн. Для того, чтобы обойти их, можно воспользоваться внешними фильтрами, которые исключают все волны, кроме инфракрасных. Например: Hoya R72, Wratten 87, Tiffen 87. Эти фильтры блокируют значительную часть светового спектра, от4 до 6 стопов. Поэтому необходимо использовать штатив даже при высоких значениях ISO.

Наилучшее время для инфракрасной съёмки: непосредственно до восхода или сразу после захода солнца. В это время присутсвует очень много инфракрасных волн. Стараемся, чтобы в кадр попало побольше растений: хлорофилл очень хорошо отражает ИК-лучи.

22. Время B

Большинство фотокамер позволяет установить максимальное значение выдержки 30 секунд. Но если мы хотим сфотографировать рисование светом или траекторию звёзд, то этого времени будет недостаточно. И тут на помощь нам придёт редим B (Bulb), который позволяет оставлять открытым спуск затвора в течение очень длительного периода времени. Но всё равно не бесконечно. Максимальное время экспозиции зависит от марки, но как правило это 30 минут - час.

Для активизации времени B надо переключиться в ручной режим и прокрутить выдуржку до тех пор пока не появится слово Bulb или буковка B.

Во время длинных выдержек увеличивается и шум на фото за счёт нагревания матрицы. Можно, конечно, включить внутрикамерное шумоподавление (если камера поддерживает Bulb, то она поддерживает и шумоподавление, не бепокойтесь). Однако имейте в виду, что шумодав работает столько же, сколько была выставлена выдержка. То есть, если вы снимали час звёздное небо, то ещё час потом надо будет ждать, пока отработает внутрикамерный шумодав.

Оснащение для сверхдлинных выдержек

  • Штатив с очень устойчивой головкой. Всегда используйте то количество звеньев ножек, которое на самом деле необходимо. Категорически не рекомендуется поднимать центральную штангу: она не более стабильна, чем монопод. Зачем вам лишние колебания?
  • Балласт. Подвесте балласт (например, сумку с камнями) на крюк штатива, чтобы сделать его более устойчивым на время экспозиции.
  • Дистанционное управление для спуска. Экспозиция B длится до тех пор, пока вы держите кнопку затвора. Как только вы её отпускаете, съёмка заканчивается. Провернуть подобное без дистанционного управления невозможно, поскольку неизбежно возникает шевелёнка.
  • Светосильный объектив. Хоть это и не существенно, но светосильный объектив позволяет уменьшить выдержку вдвое, например, если мы используем f/2, а не f/2.8.

Техники съёмки

Приготовьтесь к сюрпризам: со сверхдлинными выдержками вы сможете запечатлеть то, что никогда не видели.

  • Траектория движения звёзд.

    Сфокусируем камеру на полярной звезде. Экспозиции около двух часов помогут запечатлеть звёздные дуги. Диафрагма должна быть раскрыта по максимуму, а ISO должны быть минимальным. Опасайтесь конденсации на передней линзе объектива. Будьте внимательны также к движением объектов (например, деревьев) на первом плане, когда ветрено.

  • Световые следы.

    Если источник света статичен, попробуйте подвигать камерой вы, для того, чтобы получить особенные эффекты. Проверяйте гистограмму, чтобы убедиться, что цвета не пережглись. В зависимости от мощности источника излучения, порой бывает достаточной одно-секундной выдержки, чтобы запечатлеть интересный эффект и не добавить шума на снимок.

  • Ночные сюжеты.

    Гологеновые лампы мощностью от 500 ватт - экономичный вариант для ночного аутдора. Силуэты в их контровом свете приобретают мистический и даже зловещий оттенок. Можете попробовать также снять падающие снежинки, опять-таки в контровом свете.

  • Рисование светом.

    Для этого нам понадобится очень тёмная ночь и фонарик, которым нужно обрисовать снимаемый объект: статуя, дерево, дерево... На угадывание правильной экспозиции, возможно, потребуются несколько попыток. Главное - не отступать!

23. Инвестируйте в хорошую вспышку

Во времена плёночных камер "умные" вспышки TTL стали подарком небес. Их способность автоматически балансироваться с естественным светом позволила целиком и полностью сконцентрироваться на процессе съёмки. Вспышки TTL всё также актуальны и сегодня. Более того, возможность контролировать экспозицию, "не отходя от кассы", - дополнительный бонус.

Даже если встроенная в камеру вспышка функционирует нормально, её мощности недостаточно, особенно, если объект находится на расстоянии более трёх метров или необходимо закрыть диафрагму. Поэтому при покупке внешней вспышки ее мощность будет одним из главных критериев выбора. Мощность вспышки характеризуется ведущим числом - чем оно больше, тем мощнее вспышка. Обычно мощные вспышки начинаются при ведущем числе в диапазоне от 30 до 50. Более новые модели вспышек поддерживают беспроводную синхронизацию, быструю синхронизацию и множество всяких гаджетов. Обратите внимание на то, чтобы вспышку можно было наклонять и поворачивать. Это позволит использовать потолок или стену, как отражатель при съёмке в помещении. В результате свет будет более мягким.

24. Креативная вспышка

При съёмке на улице (outdoors) вспышка используется для разрешения многих проблем. Но уникального рецепта для большинства из них нету. Поэтому при использовании вспышки, как нигде, необходимо применять свою креативность и подчеркнуть имеющийся в наличии естественный свет. Если, например, мы будем использовать белый лист картона в качестве рефлекторов, а пластиковые коробочки - в качестве софтбоксов на вспышку, то наши возможности возрастут, поскольку мы получим более мягкий, рассеянный свет.

Используем длинную выдержку при дневном свете (в данном случае 1/20) и вспышку TTL с компенсацие1 -1,3EV. В результате получаем смесь движения и резкости.

Имитируем дневной свет: слева рассеянный свет и менее интенсивный заполняющий свет -справа.

Иногда вспышка помогает спасти ситуацию, когда без неё бы было невозможно снять хоть что-то. В данном случае небо было черным и ветер шевелил цветы. Со вспышкой мы получили сочную фотографию.

Вспышка придаёт блеск глазам, что не даёт им выглядеть безжизненными на снимке. Особенно в данном случае, когда вся голова птицы чёрная.

Повесим мини-софтбокс на нашу внешнюю вспышку и получим эффект студийного света на улице.

При использовании прямой вспышки, оперение начинает переливаться. Только нужно поставить компенсацию -1,7 или даже -2,3.

25. Не торопитесь

Если вы ожидаете от супер-камеры шедевральных снимков, то это тоже самое, что и ожидать от супер-компьютера шедевральных романов. Вы - фотограф. И если вы хотите, чтобы процесс обработки фото был приятным и расслабляющим, то вы должны вложить всю вашу креативность, все ваши знания и умения в момент съёмки. Ищем ракурс при котором освещение, цвет и контраст будут наилучшими. Если необходимо: создадим тень или, наоборот, осветим, переставим объект, приукрасим его... Медленно и аккуратно полируя композицию, мы можем получит на самом деле шедевр.

Читайте также

Советы 1-10
Советы 11-20

Оригинал статьи на итальянском языке опубликован в журнале Digital Camera Magazine №48 (февраль, 2007). Иллюстрирующие фотографии взяты из оригинальной статьи.

Похожие статьи:


2 коммент.:

Socrat комментирует...

Для того, чтобы утяжелить штатив я использую рюкзак с фотопринадлежнастями (он на фотопрогулках всегда с собой и в нем достаточно веса).

Спасибо за статью. Вроде все известно, но читать всеж приятно.

Наталия Македа комментирует...

Да, это тоже вариант.

И вам спасибо :)

Отправить комментарий

© Natalia Macheda/Наталия Македа, 2008-2013
Все материалы блога защищены авторским правом. Любая перепечатка или использование материалов этого блога в коммерческих целях возможна лишь с письменного согласия автора. При некоммерческом использовании допускается лишь частичное копирование текста какой-либо статьи блога с обязательной ссылкой на полную статью. Полное копирование какой-либо статьи блога ЗАПРЕЩАЕТСЯ даже при наличии ссылки на блог.