Объективы. Часть 7: Типичные проблемы объективов

В этой части мы рассмотрим наиболее типичные проблемы объективов и как их можно минимизировать.

Засветка


Засветка проявляется на конечном снимке в виде полупрозрачных фигур и полос света. При засветке снижается также контрастность картинки. Эта проблема часто имеет место при съёмке в контровом свете или когда солнце находится близко к границам кадра. Зум-объективы более подверженны данной проблеме, чем фиксы.

Таким образом, если вы не хотите получить засветку на своих фото, рекомендуется использовать фиксы. Так же ослабить эффект засветки помогают бленды и любое другое заграждение, препятсвуещее прямому попаданию света на переднюю линзу объектива.

Если же засветка прокралась на фото и переснять его не удастся, то удалить световые пятна поможет фотошоп, точнее, инструмент Клонирование. Восстановить контрастность помогут уровни и кривые.

Виньетирование


Виньетирование и нежелательное затемнение углов кадра вызвано тем фактом, что меньше света достигает границ кадра по сравнению с его центром. Феномен зависит от оптической конструкции объектива, от используемых оптических фильтров и от того, что свет падает на диафрагму под очень острым углом. Больше всего данной проблеме подвержены широкоугольники, особенно если использовать их с сильно открытой диафрагмой. Виньетирование хорошо заметно на однородном фоне, как, например, небо.

Для минимизации проблемы физически необходимо снимать без фильтров, увеличивать фокусное расстояние и использовать бленду. С оптической точки зрения необходимо закрывать диафрагму. Наконец, программно эту проблемы можно иногда решить в процессе проявки RAW (например, Adobe Camera RAW имеет необходимые функции на вкладке Advanced) либо средствами фотошопа (Filter->Distort->Lens Correction)

Бочкообразная дисторсия


Бочкообразная дисторсия - это проблема линз: прямые линии искривляются тем больше, чем дальше они расположены от центра, образуя при этом перспективу бочонка. Эта проблема характерна для широкоугольников и на архитектурных снимках.

Избежать при съёме этой проблемы невозможно. Но её можно минимизировать при постобработке в фотошопе: Filter->Distort->Lens Correction и переместим вправо рычажок Remove Distortion.

Подушкообразная дисторсия


Данная проблема противоположна предыдущей и проявляется тем, что линии у границ кадра выглядят вогнутыми к центру. Проблема присуща телеобъективам, особенно на длинном конце, и компактным камерам.

Во время съёмки эту пробдему можно уменьшить, если использовать более короткие фокусные расстояния и помещать объект съёмки подальше от границ кадра.

В фотошопе используем фильтр Filter->Distort->Lens Correction и перемещаем влево рычажок Remove Distortion.

Хроматические аберрации


Эта проблема возникает вследствие того, что все цвета преломляются по-разному. Поэтому разные световые составляющие одного цвета фокусируются в разные точки кадра. На самой фотографии это видно, как цветные линии (обычно пурпурного цвета) вокруг основного конура объекта, особенно если объект контрастен по сравнению с фоном или снимался в контровом свете.

Эта проблема в наибольшей мере проявляет себя в длинных телеобъективах и в широкоугольниках, а цифровые камеры ещё больше усугубляют проблему. Апохроматические объективы (APO) или объективы с ультра-низкой дисперсией были сконструированы как раз так, чтобы устранить данную проблему. Но они очень дорогостоящи.

Хроматические аберрации можно устранить в фотошопе всё тем же фильтром Filter->Distort->Lens Correction при помощи настройки Cromatic Aberration опций. Увеличить эффективность этого фильтра можно, устранив цветовой шум: Filter->Noise->Reduce Noise с максимальной по вкусу (следите, чтобы общий цвет картинки не стал блеклым) опцией Reduce Color Noise.

Читайте также

Часть 1: Основные элементы объектива. Фокусное расстояние. Кроп-фактор  

Часть 2: Диафрагма и ГРИП  

Часть 3: Широкоугольные объективы  

Часть 4: Телеобъективы  

Часть 5: Макро и стандартные дискретники  

Часть 6: Использование  

Часть 8: FAQ по объективам и уход за ними

Оригинал статьи на итальянском языке опубликован в журнале Digital Camera Magazine №48 (март, 2007). Иллюстрирующие фотографии взяты из оригинальной статьи.

Напоминаю про ещё одну интересную статью о технических проблемах фотографий, включая и перечисленные в данной статье, находится здесь.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список фотостоков, которые я рекомендую

Состаренный текст

Как превратить дневной пейзаж в закат