суббота, 29 августа 2009 г.

Портативный свет (Выпуск 66)

Вам когда-нибудь доводилось заниматься такой деятельностью, как восстановление данных с жесткого диска? Мне нет, и надеюсь, что не придётся. Но ссылка полезная. Может, кому-нибудь пригодится.

А сегодня у нас тема тоже про "железо", про вспышки. В последнее время у "студентов" началась мода на портативный свет, то есть на обычные внешние вспышки, которые "поджигаются" радио- и ИК-синхронизаторами. А что, как говорится, дешево и сердито. Я тоже решила осветить эту тему в данном блоге. Во-первых, вдруг кто-то из читателей не в курсе технической стороны портативного света. А во-вторых, для галочки. Как в портфолио микростокера должны быть "обязательные" кадры (вроде мобильник в руке на фоне голубого неба с облаками), так и в блоге про фото должны быть обязательные статьи. Статья про портативный свет - одна из них. Ну, и потом я тоже в "студентах" пока нахожусь. Снимаю именно портативным светом. Примеры моих работ вы найдёте здесь же в статье.

Итак, с чего начать. Начнём с требований к вашему оснащению.

Камера

Во-первых, фото-камера должна поддерживать полностью ручной режим. Во-вторых, в камере должен присутствовать башмак для вспышки. Все зеркалки, в том числе и начального уровня, соответствуют этим требованиям. Более того, некоторые компактные "мыльницы" последнего поколения тоже удовлетворяют им. Например, Canon G10.

Вспышки

Вспышка может быть необязательно той же марки, что и камера. Главное, чтоб вы могли переключать её в ручной режим и регулировать мощность импульса. Если вспышка будет ещё иметь вращабельную "голову", то это вообще супер.

Нетрудно догадаться, что все новейшие вспышки (например, Canon SpeedLight 580, 580II, Nikon SB-600, 800, 900) удовлетворяют этим условиям с лихвой. Однако, и стоимость их совсем не "студенческая": около 400-500 евро. Таким образом, следует обратить внимание на экономичные варианты, как-то: старые Nikon SB-2x (вместо x подставьте разные цифры от 0 до 9). Если повезёт найти на барахолке Vivitar 285HV - берите, эти штуки уже не выпускают. Вернее выпускают, но под маркой Cactus KF36. Последнее наименование продаётся на gadgetinfinity.com за всего лишь 60 евро. Кстати, запомните этот сайт, gadgetinfinity.com, на нём по умеренной цене можно приобрести массу всяких фото-фишек. И доставка работает во все точки земли.

Синхронизаторы

Итак вы приобрели нужную камеру и правильную вспышку. Если вспышка того же брэнда, что и камера, то вы можете нацепить её на башмак и "пыхать". И уже, в принципе, можно соорудить мало-мальскую карточку. Особенно, если ознакомиться с мануалом Flash Fotography Techniques.

Но если вы вспышку снимете c башмака, то картинки можно делать ещё более интересными. Собственно, всё ЖЖ комьюнити Съёмка с внешней вспышкой набито самыми разными интересными (и не очень) картинками, снятыми "студентами" при помощи портативного света.

Теория портативного света на русском языке вразумительно предоставлена в блоге Сергея Родинова 8020 (ссылка ведёт на базовый курс портативного света).

Так вот, вернёмся к технической стороне портативного света. А она такова, что как только вы снимаете вспышку с башмака, то при спуске затвора камеры вспышка, понятное дело, больше не пыхает. А для того, чтобы она пыхала, её нужно с камерой синхронизировать. Здесь не могу не дать ссылку на статью Игоря Алексеева Синхронизация вспышек и её продолжение.

Если вкратце, то синхронизировать можно проводным или беспроводным способом. Проводной способ - это от случай, когда между камерой и вспышкой протянут специальный кабель. Но этот способ я не рекомендую, во-первых, потому, что можно заколебаться кабель нужной длины искать в продаже, а во-вторых, при съёмке вы будете чувствовать собакой на цепи.

Вот, каламбурчик тут из слов вышел: кабель - закобелятьсялебаться - собака (мужского полу).

Беспроводной способ синхронизации - это свето-ловушки, ИК и радио. Самый предпочительный способ - это радио. Фактически, при радио-синхронизации в башмаке на камере у вас стоит передатчик, а вспышка ставится на приёмник (либо приёмник присоединяется ко вспышке специальным шнуром, если во вспышке есть специальный разъём). И тогда при нажатии затвора в камере передаётся сигнал на вспышку - и та радостно пыхает. Радио способ хорош тем, что приёмник и передатчик не обязательно должны быть в зоне видимости друг друга, как в случае с ИК-синхронизацией. С другой стороны, их можно настроить на свою частоту и таким образом ваша вспышка не будет срабатывать от, скажем, передатчика соседа-фотолюбителя. В общем, с радио-синхронизацией можно "изгаляцца" над светом, как душеньке угодно.

Возникает вопрос, какие радио-синхронизаторы существуют в природе и где их взять.

Радио-синхронизаторы бывают разные и на любой вкус, и "плодятся" с каждым годом всё больше и больше.

  • Самые навороченные радио-синхронизаторы называются PocketWizard, стоят тучу денег, умеют выполнять немысливые акробатические трюки (TTL, синхронизация на больших расстояниях, селективный триггеринг и т.д) и при этом отличаются особой устойчивостью и надёжностью. Словом, совсем не студенческий вариант.
  • Более экономичный вариант с разными опциями навороченности - это RadioPopper. Обзор на этот ништяк написал всё тот же Игорь Алексеев здесь.
  • Вариант "для студентов" прост и незамысловат: пыхает вспышку только в ручном режиме, на малых расстояниях, даёт сбои и вообще часто ломается... зато стоит около 30 евро (40 долларов) за пару приёмник+передатчик. Называется Cactus и заказывается на gadgetinfinity.com

Скажу сразу и честно: я пользуюсь кактусами и, как говорится, не жужжу. Хотя на e-bay экономичных синхронизаторов от фирм NoName тьма-тьмущая: достаточно ввести запрос radio trigger.

На этом этапе может возникнуть вопрос: если вспышек несколько, то сколько должно быть передатчиков и приёмников. Ответ простой: передатчик всегда один (в башмаке камеры); приёмников столько, сколько вспышек. Если ваши вспышки могут организовываться между собой в систему Master-Slave, то понадобится только один приёмник, который будет использоваться на Master (ведущая вспышка). Slave (ведомые) вспышки будут поджигаться от ведущей. При этом время синхронизации (выдержка, при которой не видна шторка, для подробностей см. статью Игоря Алексеева выше) может увеличиться.

Почему только один приёмник на Master? Я как-то попробовала провести эксперимент: две вспышки были с приёмниками, одна из них Master, вторая - сама по себе. Третья вспышка без приёмника, но Slave. В результате вторая вспышка (с приёмником, но сама по себе) не сработала. Эксперимент проводился на Canon'ах, так что имейте в виду.

Зонтики

Жёсткий свет от вспышки, даже снятой с башмака, разрушит всю идиллию на вашей картине своими грубыми тенями. Издревле (насколько это возможно) фотографы пользовались модификаторами для своих вспышек. Самым примитивным, доступным и портативным модификатором является зонтик.

Фотографические зонтики бывают белыми/серебристыми/золотистыми на просвет/отражение. Какой выбрать - дело вкуса. Мне лично нравится белый на просвет. Белый, потому что даёт мягкий свет нейтрального (вспышечного) оттенка. На просвет, потому что я могу поставить его сколь угодно близко к модели (чем ближе зонтик, тем мягче свет) и при этом зонтичная ручка не будет тыкать модели прямо в глаз, как в случае с зонтиком на отражение.

Желательно приобретать зонтики большого диаметра, как минимум 1 метр. Опять-таки, чем больше зонт, тем мягче свет. А микростокерам жёсткий свет совершенно ни к чему.

  • Жители России могут купить зонты на фото.ру за 900 рублей
  • Жители США идут в bhphotovideo.com и радостно заказывают себе westscott collapsible 43'' за 20 долларов. На амазоне, кстати, тоже можно найти зонтики и прочее оборудование. Кстати, bhphotovideo доставляет в любую точку мира.
    Только я лично накололась один раз растомаживать всё те же зонтики westscott - заплатила доблестным итальянским таможенникам почти столько, сколько за товар и пересылку. Вернее, платила я уже UPS'у, который без моего ведома растомаживал и не спросил, сколько стоил товар с пересылкой, а просто поставил наобум 40 евро. UPS-ники мне ещё и уведомление б возвращении долга выслали поздно, хотели по тихой грусти и пеню снять за задержанный перевод. Так я ещё с ними и поругалась. В общем, не пользуйтесь услугами UPS - обдерут, как липку, ни за что ни про что.
  • Жители Европы, как обычно, платят в три дорого (20 евро), например, на foto-walser.biz, на европейском амазоне либо на e-bay ловят удачу.

Некоторые люди ухитряются приноровить для съёмки обычные белые зонты (и даже чёрные - обклеивают их изнутри фольгой для запекания в духовке). Ну, те зонтики, которые, от дождя обычно используются.

На gadgetinfinity, к сожалению, ассортимент зонтиков удручает.

Стойки

Всю эту красоту (как-то: вспышка с приёмником и зонтик) теперь надо куда-нибудь водрузить, чтоб светить на модель. При этом хотелось бы, чтоб вспышка находилась достаточно высоко и с возможностью тьюнинга высоты, угла наклона зонтика и поворота всей конструкции. Для этих целей как нельзя лучше подходит стойка или light stand. В поисках стойки идём на bogenimaging.com и ищем по ключевому запросу "Light stand". Чтобы сузить варианты выдачи, ищем даже по light stand manfrotto. Ужасаемся нестуденческому ценнику и ищем по слову "nano" - находим наименование 001B и... всё, в общем это самый оптимальный вариант.

Стойка 001b от Manfrotto надёжная, лёгкая (где-то 2-2,5 кг), портативная (складывается до длины около 40см), устойчивая, высокая (около 2 метров) и относительно дешёвая (около 60 долларов). В зависимости от вашего места проживания, вам придётся проводить разные операции по приобретению этой стойки.

  • Жители США могут сразу клацнуть по батону "купить он-лайн".
  • Россияне ищут на Foto.ru и по ключевому слову Manfrotto и находят вариант 1 либо вариант 2
    А вот и собственно Nano-stand тоже из России и совсем недорого.
  • Европейцы заказывают с амазона, либо с bhphotovideo, либо рыскают по и-нету и близлежащим фото-магазинам.

Будучи в Италии, мне удалось найти некий он-лайн магазин tuttofoto.com, где эти стойки (и многие другие фото-причиндалы) продаются по весьма неплохим ценам. Чему я несказано рада.

Комплекс вспышка + зонтик + стойка

Наконец, для того, чтобы собрать воедино все элементы паззла про портативный свет, вам понадобится одна маленькая штучка, которая называется umbrella adapter или umbrella holder или umbrella swivel. Найти её можно на сайтах, которые продают зонтики:

Так вот, эта штучка навинчивается на стойку. Свеху на неё ставится вспышка (если вы пользуетесь кактусом, то вспышка должна стоять на приёмнике). Сбоку в дырку всовывается зонтик (перпендикулярно оси вспышки) - и вуаля, можно начинать творить.

Во сколько мне обошлась моя личная портативная студия

  • 2 вспышки Canon 580 ex II (c ebay) по где-то 350 евро за каждую вместе с доставкой
  • 2 стойки c tuttofoto.com (только по Италии) за 102 евро вместе с доставкой
  • 2 зонта westscott c bhphotovideo,com за 79,80 долларов с доставкой + 40,60 евро (за растоможку)
  • 2 крепления для зонтика и вспышки c gadgetinfinity за 12,95Х2 + 8 (за доставку) долларов
  • Cactus V4 c gadgetinfinity.com за 39,95 + 8 (долларов) долларов

Самые дорогие - вспышки. Всё остальное в двойном комплекте обошлось где-то в 250 евро. Приобретя 2 экономные вспышки Vivitar или Cactus за 150 евро суммарно с доставкой, можно за 400 евро сделать нормальную такую студию, в которой можно снимать вполне стоковые кадры, что и подтвержают фотографии, которые вы здесь увидели.

Надеюсь, я вас не утомила своими сумбурными россказнями. Если где-то заметите неточность или захотите уточнить, пожалуйста, пишите коментарии и вопросы. Я им буду рада.

Похожие статьи:


35 коммент.:

bond комментирует...

Наталья, подскажите:
у меня есть 2 стойки, 2 вспышки, и 2 зонтика :) как оптимально установить их относительно модели (ребенок)?
Я эксперементировал и моя схема такая: по бокам от камеры под 45градусов к модели на полметра выше головы модели, ну и направлены зонтики вниз под 30градусов, т.е свет от вспышек как бы пересекается на голове-туловище модели. Расстояние от зонтиков до модели где-то 1,5метра. Подскажите верно ли, или возможно есть лучший вариант по-вашему мнению?

Natalia Macheda комментирует...

Лучший для чего? Ведь всё зависит от того, какие цели Вы преследуете. На мой взгляд нормальная схема. Только на фон ничего не попадает.

Евгений комментирует...

Хороший пост, все по делу.

Только итоговая сумма мобильной студии так и не была озвучена. Ну да ладно, сложить цифры столбиком сумеем, у меня получилось 983 евро.

Нескромный вопрос Наталья, окупились ли уже вложения? И если нет, то когда примерно ожидается отбить расходы?

С уважением Евгений.

Natalia Macheda комментирует...

Евгений, Вы не правы. Сумма озвучена: "Самые дорогие - вспышки. Всё остальное в двойном комплекте обошлось где-то в 250 евро. Приобретя 2 экономные вспышки Vivitar или Cactus за 150 евро суммарно с доставкой, можно за 400 евро сделать нормальную такую студию"

Да, свою студию я уже в этом году окупила с лихвой

Vadim комментирует...

Объяснте, какой смысл использовать "Canon 580 ex II (c ebay) по где-то 350 евро за каждую", если за те же деньги можно купить нормальную студийную головку с плавной регулировкой импульса и пилотным светом?

Natalia Macheda комментирует...

Вот такие мы извращенцы.

Natalia Macheda комментирует...

P.S. За 350 евро уж лучше хороший спидлайт от кэнона, чем унылое дерьмо типа "студийная головка" от noname.

Vadim комментирует...

Студийный свет, фото вспышка Elinchrom D-Lite 4 (400Дж) 3,510 грн=350евро

* Энергия импульса: 400 Дж
* Пилотный свет: 100 Вт
* Время перезарядки: 0,4 - 1,3 сек
* Изменение мощности: 25-400 Дж
* 1/1 - 1/16, 5 f-stop
* Длительность импульса: 1/800 сек
* Вес вспышки: 1,3 кг
Это, например, по Вашему унылое нонейм дерьмо? Ну-ну ))). Когда мы покупаем что-либо портативное мы платим 50% стоимости за портативность, а не за технические характеристики, будь то ноутбук, вспышка или мп3плеер. Это надо понимать четко. Использовать портативный свет имеет смысл лишь на выездной съемке или когда в студии совсем мало места.

Natalia Macheda комментирует...

Послушайте, Вадим, я как-то не наблюдаю в Вашем профиле ни блогов, ни портфолио. Так что Ваши слова для меня пустой звук. Сначала покажите нам, какой Вы "крутой перец". А то с недоступным профилем здесь много всяких желающих потрындеть и без Вас.

Особенно от "понимать чётко" мне смешно. Вот Вы и должны понимать чётко, прежде чем тайпать комент, а нужен ли он здесь.

Статья не про головки, а про портативный свет. Так что Ваш коментарий неуместен. Вы это "чётко понимаете"?

Портативный свет имеет преимущества не только для выездных съёмок. Надеюсь, что и это Вы "чётко понимаете".

Vadim комментирует...

Сражен наповал ))) Я не люблю тратить время на флуд, а тут зацепило. Просто надоело читать как одни дилетанты учат чему-то других. Вот кто-то прочитает и начнет мудрить с портативным светом, вместо того чтобы оборудовать нормальную студию. Блоги, портфолио... Зачем? Что бы кто-то тырил фотки оплаченные моими клиентами? Пардон, если что не так. Больше писать не буду.

Natalia Macheda комментирует...

НЕ ЧИТАЙТЕ, если Вам надоело. Я Вас насильно не тяну в мой блог. И если уж Вы пришли сюда, то понты, пожалуйста, спрячьте в укромное место.

Блог для дилетантов и в исполнении дилетантов. Это было задекларировано с самого начала. И не вижу причины менять положение дел.

Брысь!

NI комментирует...

Очень интересная статья, но я так и не допонял, если вам не сложно обьясните пожалуйста по подробней а именно:
я хочу купить вспышку canon 580ex II, зонтик чтобы смягчать свет от вспышки..и мне получается нужен синхронизатор чтобы поджигать пыху? я правельно понимаю??

Natalia Macheda комментирует...

Вспышку можно удалённо поджечь через:
1. синхро-кабель (провод, соединяющий вспышку и фотокамеру);
2. накамерную вспышку в режиме Мастер;
3. светоловушки;
4. ИК-синхронизаторы;
5. радио-синхронизаторы.

Последние предпочтительнее всего. На ebay.com продаётся сонм дешёвых, но вполне качественных радиосинхронизаторов. Ищутся по запросу flash trigger. Либо воспользуйтесь gadgetinfinity.com, как я рекомендовала в статье.

Nadya комментирует...

Наташа, а из каких соображений брались 580-е вспышки, а не 430-е, например? Имеет значение тот факт, что 580-е могут быть ведущими? Что-то я запуталась. Я так понимаю, что при наличии радиосинхронизатора умение "поджигать" не важно, или я не права?

Natalia Macheda комментирует...

Вы правы, как только у Вас есть триггер, Вы можете им поджечь любую вспышку. А 580 мне просто нравятся по конструкции, они больше robust, устойчивее, надёжнее. Ну, и хотя бы одну 580 я рекомендую приобрести на тот случай, если у триггера сядет батарейка - 580 может поджигать другие кэноновские вспышки.

koban комментирует...

Эх, а быть может вы сможете объяснить, какой смысл городить комплект стробиста на дорогих вспышках от Кенона? На мой взгляд комплект в 3-4 вспышки не имеет никакого экономического смысла. Для студии студийное оборудование. Оно более надежно, имеет большую мощность и так далее.
http://photofiles.org/joomsb/ru/blog/art-photografer/176-studio-light

Natalia Macheda комментирует...

Помимо дорогих вспышек от кэнона есть дешёвые вспышки от никона.

Статья ПРО вспышки. При чём здесь студийное оборудование?

Всё, точка. Студийный свет здесь не обсуждается.

koban комментирует...

Доброта украшает человека. Поверьте на слово :) Ну а про вспышки, вы спрашиваете при чем тут студийный свет, так это тоже вспышки, и они для большинства людей будут более эффективны. но точка так точка.

Natalia Macheda комментирует...

Да-да, я очень злая и от этого уродливая :)))

За ссылку на статью про студийное оборудование спасибо. Писать похожую статью я не собираюсь и не имею морального права, потому что сама со студийным оборудованием не работала.

Портативный свет прекрасен своей компактностью, а для начинающего микростокера, который работает в одно-двухкомнатной квартире скорее всего, - это очень важно.

koban комментирует...

Наталья, вы прям студийный свет представляете неким монстром :) В квартире он отлично помещается. Я то пытался писать немного не об этом. Стробизм - это здорово. Мы имеем очень компактный и легкий набор света, который работает автономно. НО для этого вполне достаточно каких нибудь Ниссинов, или других китайских недорогих вспышек. Строить же комплект на 580 - дорого. Проще иметь отдельно накамерные и отдельно студийные :) Ведь все равно модификаторы света нужны, на любые вспышки. Я собственно об этом :) Ничего не имею против набора накамерных вспышек.

Natalia Macheda комментирует...

В статье я упомянула Vivitar 285HV и Cactus KF36 - стоимость 50-70 евро, не больше. И в коментариях к Вам уже сказала про дешёвые старые никоны в том же ценовом диапазоне.

И про модификаторы я тоже сказала прямо в статье. А в коментариях конечная сумма портативной фотостудии с двумя источниками света подсчитана: 400 евро.

Рекомендую внимательно читать статьи и коментарии к ним.

Если Вы недовольны отсутствием упоминания студийного света, так я Вам ещё раз повторю - этого упоминания здесь не будет. Дальнейшая дискуссия не имеет смысла.

emerson87 комментирует...

Наталья, отличная статья, подробность ваших постов очень радует.
Я собираюсь снимать предметку на белом фоне. Где-бы вы порекомендовали ставить зонт? Я предполагаю сверху, только тогда стойку надо какую-то другую, прально?

Natalia Macheda комментирует...

Если Вам нужен поток света сверху, то достаточно вспышку просто отражать от потолка.

Если же Вы поставите зонтик сбоку, то добавите объёма, "света из окошка", который лучше компенсировать отражателем. Но для этого никаких особых стоек не нужно.

emerson87 комментирует...

Более подробный вопрос, с поправкой на обстоятельства:
Наталья, порекомендуйте пожалуйста, с высоты вашего опыта. Условия таковы - есть 10 тр, из объективов самый сносный 50 1,8 (пока брал только дешёвые, пристреляться). Что сначала лучше взять свет или Sigma AF 50mm f/2.8 EX DG MACRO (если объектив, то свет соответственно будут 3 стоватных лампочки рассеянные листами бумаги; если свет, то подкопим на более качественный объектив)? (исходя из яндекс-маркетовских цен)
За ранее спасибо.

Natalia Macheda комментирует...

Лучше купить вспышку и триггер для неё. И предметку можно снимать со светом, отражённым от потолка. Полтинника хватит за глаза. Лев Долгачов тоже начинал с полтинником f/1.8.

emerson87 комментирует...

Сори, что так подробно расспрашиваю, просто ошибки выбора техники дороговато стоят). А пыхи с ведущим числом 32 достаточно будит?

Natalia Macheda комментирует...

Если отражать от потолка, то 32, скорее всего, недостаточно. Но можно отражающую поверхность из ватмана соорудить и поднести поближе к объекту.

emerson87 комментирует...

Я планирую белым зонтом пользоваться.

Natalia Macheda комментирует...

Тогда будет нормально.

emerson87 комментирует...

А качество картинки на полтиник один и восемь будит продаваемым (именно качество) или это скорее для тренировки?

Natalia Macheda комментирует...

У 50 f/1.8 очень хорошее качество.

emerson87 комментирует...

А отражатель, наверно серебро нужен? Я просто ватманом пытался, никак тень остаётся (белый зонт на просвет с боку).

Natalia Macheda комментирует...

А в чём проблема с тенью? Она может оставаться. Главное, чтоб тень была нежёсткая.

Анна Шварц комментирует...

Наташа, здравствуйте))
Я сейчас на этапе покупки фотоаппарата и вспышки (олимпус е пл 5 и метц 44)Вопрос такой: ведущее число 44 - этого хватит для съемки предметки и впоследствии (когда докуплю еще две вспышки) людей? Или ведущее число должно быть больше?

Natalia Macheda комментирует...

Анна, не знаю. Почитайте руководство ко вспышке, чтобы точно знать её технические характеристики и возможности.

Отправить комментарий

© Natalia Macheda/Наталия Македа, 2008-2013
Все материалы блога защищены авторским правом. Любая перепечатка или использование материалов этого блога в коммерческих целях возможна лишь с письменного согласия автора. При некоммерческом использовании допускается лишь частичное копирование текста какой-либо статьи блога с обязательной ссылкой на полную статью. Полное копирование какой-либо статьи блога ЗАПРЕЩАЕТСЯ даже при наличии ссылки на блог.