четверг, 14 января 2010 г.

Вопрос в зал: каталогизация

Недавно я получила письмо от одного читателя. Письмо посвящено хранению, конвертированию и каталогизации фотографии, и печатается ниже. Стиль сохранён.

Забегая вперёд, прошу читателей данной заметки поделиться своими наработками по вопросам, которое затрагивает письмо.

Вы в своем блоге, кажется, вскользь затрагивали тему workflow с фото. Между тем, существует смежная довольно "больная" тема каталогизации снимков, учитывая нынешний немаленький размер фотооригиналов. Я с последней поездки привез 20 Гб. фото в RAW, и как всегда, мучительно решаю, что же с ними делать дальше.

Своя система каталогизации у меня есть (в Lightroom), но объемы!

Из всего количества я отбираю лучшие для публикации и показа друзьям, проявляю в Lightroom, конвертирую в JPEG в нужном размере.

Что делать с оригиналами отобранных фото?

  • Конверить в JPEG? - учитывая мои несовершенные навыки обработки, жалко терять фото в RAW для возможности вернуться и обработать с лучшим результатом в будущем. Кроме того, снимок теряется для последующего resize в нужный размер, например, для публикации в блоге или отсылки в тот же микросток.
  • Конвертить в TIFF? - финальный размер еще больше оригинального RAW.
  • Оставлять в RAW - у меня на CANON 450, это 18-20MB на каждую фото. В общем, пока накапливаю отобранные снимки в RAW.

Что делать с остальными?

Вдруг когда-то понадобятся... Та же проблема. Я сейчас конвертирую в JPEG 40-60%, RAW удаляю. Однако, конвертировать без обработки - это полное варваство, а обработать такое количество фотографий, даже учитывая групповые операции Lightroom, времени нет.

Решаю это так, что безжалостно удаляю 60-80% снятых фото.

И тем не менее за 2 года полутерабайтовый диск уже почти заполнен...

Наверное, единого рецепта на все случаи жизни не существует, но интересно, каким правилам следуете Вы. Думаю, это было бы интересно многим.

К этому еще - какой способ резеврного копирования коллекций Вы применяете? (Я держу на работе второй диск, синхронизируемый с основным домашним раз 2-3 недели).

Наверное, тема - очевидная, но по-прежнему актуальная, если Вы поделитесь своим опытом, всем будет полезно.

С уважением,
Сергей

В этом письме я выделила несколько вопросов, на которые и постараюсь ответить. Заранее скажу, я сама для себя ещё не решила проблемы каталогизации, поэтому и рецептов раздавать не буду. Но обещаю изучить вопрос со всех сторон!

Итак вопросы и мои ответы-размышления по их поводу.

Вопрос 1. Что делать со всей массой фотокарточек, которые мы легко и непринуждённо снимаем, благодаря цифровым технологиям?

Ответ: Во-первых, буду занудой, но скажу, что фотографировать нужно так, чтобы не было мучительно больно просматривать гигабайты снапшотов. Попробуйте оценить свою карточку ДО нажатия кнопки спуска: будете ли вы с ней впоследствии возиться, обрабатывать, загружать на микростоки или просто распечатывать в альбом. Если вы видите, что композиция плохая и вам не подступиться с другого ракурса, если вы отдаёте себе отчёт, что при таком свете вас не спасут ни raw, ни фотошоп, то зачем фотографировать? Полюбойтесь природой или архитектурой, насладитесь своим местопребыванием... А то ведь потом будет мучительно больно осознать, что свою поездку вы просмотрели только через видоискатель, а в итоге не получили ни одной приличной карточки.

Во-вторых, что делать, если вы не удержались от соблазна пощёлкать (именно через букву "щ") и привезли домой 20Гб всяких невнятных изображений. В этом случае вам придётся критически подойти к каждой карточке и либо решиться довести её до ума и продать/распечатать-в-альбом (или в портфолио), либо безжалостно удалить. Не переживайте, эти карточки никогда вам больше не понадобятся. Уже буквально через месяц-другой у вас появится очередные 20Гб, с которыми вы не будете знать, что делать.

Кстати, выше я упомянула портфолио. Выработайте в себе привычку подходить к своим карточкам так, как будто вам нужно сделать из них портфолио. Причём портфолио, которое вы могли бы показывать потенциальным заказчикам, будь вы профессиональным фотографом. Вы ж не будете показывать заказчику свою кошку в 20-ти экземплярах, снятую из одной и той же точки. Или вы, может, думаете, что потенциальный клиент купится на пейзаж с серым небом? Я не спорю, бывают сногсшибательные пейзажи и с серым небом, но вы умеете их снимать так, сногсшибательно? Просто будьте искренни сами с собой и не жалейте клавишу Del. И увидите, что объёмы уменьшатся.

Вопрос 2. Что хранить: JPEG, TIFF или RAW?

Ответ: Для тех карточек, которые вы оставили для работы-продажи-печати, нужно хранить RAW и TIFF обязательно. JPEG по желанию. Но я лично храню и JPEG'и, потому что они просматриваются быстрее.

RAW нужно хранить на самом деле, если вы вдруг решите вернуться и переделать карточку. Хотя, думаю, этот вариант маловероятен. Время идёт, мастерство повышается. Исходя из своего личного опыта могу сказать, что мне просто неинтересно обрабатывать старые карточки. И я слышала от многих фотографов, что последняя (свежая) фотосессия всегда вызывает больше вообушевление поработать с ней, нежели залежи фотокарточек со старых съёмок. Так что: "Вернусь и переделаю", - пустое всё это.

А вот как более весомый аргумент за хранение RAW можно вспомнить, что RAW-файлы - это цифровые негативы ваших карточек. Это "отпечаток пальцев" вашей камеры. Это доказательство того, что вы являетесь автором изображения. Как гласит известная пословица: "От сумы да от тюрьмы не зарекайся", - можно сделать вывод, что случаи всякие бывают, а RAW-файл позволит вам оградить себя от разных посягательств на ваши авторские права.

TIFF нужно хранить, причём со всеми слоями. Причём если на каком-то шаге нужно сливать слои и продолжать обрабатывать, то нужно хранить все копии на разных этапах слияния слоёв. Для микростокера это особенно критично, потому что хранение все слоёв позволяет легко и непринуждённо подкорректировать карточку, если вдруг инспектор обнаружит на ней что-то нелицеприятное, без обработки её с нуля.

Замечу, что RAW конвертируется в TIFF, который обрабатывается. А JPEG создаётся на самом последнем шаге. После создания JPEG карточка уже больше никак не трогается: ни обрабатывается, ни уменьшается, ни описывается метаданными. Это к вопросу: "Куда конвертировать и где обрабатывать?". Обо всех этих конвертациях я немного рассказывала в миникурсе, который будет полезен начинающим микростокерам.

Вопрос 3. Каким правилам следую я?

Ответ: Правила на самом деле очень простые:

  1. Удалять откровенный брак и то, до чего, как вы оцениваете, никогда не дойдут руки либо будет слишком трудоёмким на этапе постобработки.
  2. Обрабатывать с минимальной потерей данных то, что не удалено.
  3. Все карточки (RAW, все копии TIFF и JPEG) держать на двух разных внешних дисках для бэкапа.
  4. На диске я для каждой отдельной фотосессии отвожу свою папку в виде: YYYYMMDD-description, где хранятся RAW; YYYYMMDD - это дата фотосессии. Эти папки каталогизируются в лайтруме, где флажком я отмечаю обработанные карточки.
  5. Обработанные карточки складываются в папку submit/YYYYMMDD, где YYYYDDMM - это дата, когда папка отсылается на стоки. В каждой такой папке не более 20 JPEG'ов. В ней же хранятся все копии TIFF'ов (вот это, наверное, неправильно, потому что затрудняется процесс поиска TIFF'а, если вдруг придётся подкорректировать карточку, хотя мне очень редко приходится возвращаться к повторной корректировке, честно скажу). Свежие папки из submit я просто отправляю по FTP во все стоки.

Пока ещё я для себя не выработала стратегии каталогизирования, например, по отправленным-принятым-отбракованным в каждом фотобанке. Хотелось бы также найти способ ассоциировать карточки с каким-то категориями, чтобы облегчить процесс подбора ключевых слов. Вроде бы в лайтруме это можно сделать. Но конкретно я пока ещё не знаю как. Поэтому приглашаю читатетей данного блога поделиться своим опытом каталогизирования и категоризации, если вдруг у кого-то есть более гибкое решение.

Похожие статьи:


14 коммент.:

svshaf комментирует...

Наталия, а зачем Вы конвертите в TIF все фото? Понятно, что с TIF вы работате при обработке, а какой смысл конвертировать ВСЕ фото?
Объем хранения при этом значительно увеличивается, - у меня RAW 18-10MB, а TIF после конвертации в Lightroom выходит 73MB, или я что-то не так делаю?

Не проще ли хранить RAW, а конвертированиние в TIF производить непосредственно перед обработкой. При этом и флажки расставлять в Lightroom нен придется. Достаточно будет отлелектировать по типу файла: RAW - не обработано, но потенциально ценная фото, TIF - обработана, JPEG - не шедевр, оставлена для показа друзьям.

Natalia Macheda комментирует...

Я и не говорила, что сразу же все тифы генерирую. Я просто не знаю, что такое "лелекировать".

svshaf комментирует...

Я имел ввиду отселектировать.

guro комментирует...

Я все храню в JPG 100%
и спокоен насчет качества)
Ни на печати, ни при внимательном рассмотрении, вы не увидите разницы в качестве с Tif.
Исключение составляют только объекты на белом фоне по контуру которых могут появится незаметные глазу, но все-таки артефакты сжатия.

Меня намного больше интересует не "куда девать фото", а как их сортировать у себя для стоков.
Стоков то много, фото большие, копировать по папкам не станешь.
Там выложил, там еще нет, там что-то не приняли, что-то надо перезалить или поправить... и т.д.
Как у вас?

Natalia Macheda комментирует...

Так ведь про то и вопрос в зал: КАК каталогизировать, чтоб удобно и наглядно было?

guro комментирует...

Кстати.
Почему?
"После создания JPEG карточка уже больше никак не трогается: ни обрабатывается, ни уменьшается, ни описывается метаданными"

Описывать метаданные то почему нельзя?:) Не в фотошопе, а в Adobe Bridge например, чтобы без пережатия.

guro комментирует...

Упс.. Последний абзац я как-то пропустил. Извините:)

С простыми карточками (не для стоков) у меня все просто.

- Есть папки по годам 2008,2009,2010...
- В этих папках папки с названием типа 2009_09_22_IStanbul. т.е. дата+событие. Причем именно дата ТАК, а не наоборот, как мы привыкли, иначе сортироваться они будут неправильно.
- В папках файлы в Raw, которые со временем превращаются в JPG. Иногда еще там есть папка Best.

Вот такая простая и понятная разработанная мной система.

Для стоков. (пока так)

- Есть папка Stock куда копируются все файлы, которые потенциально подходят для стоков.

- В ней есть подпапки: Travel, People, Texture, Party, Object, Animal и Doc (последняя для документов)

- Из этих файлов формируется Set 15-20 файлов для стоков.

- Есть папка DONE. Куда перемещаются сперва исходники сета, где они превращаются в готовые для заливки файлы.

- Заливается все это дело.

- В папке Done есть подпапки типа ИмяСтока_RE. Если какой-то сток карточку отбросил и ее надо перезалить, то она копируется в подпапку и ждет своей очереди.

- После того, как Set залит он перемещается в подпапку 2009_12_30_NG(Data_name_of_set)

- Все. В итоге в папке DONE подпапки с сетами и теми фотками которые отбросил сток. А сама папка пуста либо заполнена фотками готовыми для обработки или заливки.

Жду другие варианты :)

karikaturka комментирует...

Я обычно импортирую все фотки в папки по датам. Описание после даты добавляется в имя папки после того, как она послностью разобрана. Откровенно противные кадры (без фокуса и т.п.), которые даже через много лет не обработаешь удаляю, остальное храню в Ро

потенциальные фотки для стоков я помечаю в красную категорию. После того, как они залиты на стоки (заливаю на все одновременно), меняю категорию на зеленую. Таким образом при появлении нового стока я могу легко найти все фотки, который заливались ранее. Жпеги храню только от таких фоток (что б потом не переконвертировать) и от фоток для семейного альбома. Я часто выкладываю фотки к себе на разные сайты без конвертации в жпег (вернее конвертируется сразу на сервер, а не ко мне на диск)

Фотки для себя (ну бывают же сессии которые и к себе в альбом и на продажу) отмечаю флажками и звездочками, для ЖЖ желтым цветом. Таким образом одна и таже фотка может иметь цвет (для стока например) и флажек (для семейного альбома) и какие то еще дополнительные признаки (звездочки)

Natalia Macheda комментирует...

Спасибо. А флажки и звёздочки - это всё средства лайтрума?

guro комментирует...

Я тут немного поковырял тему.
В итоге выбор пал на три программы:

1. Adobe Bridge - можно метить фото цветами и звездочками. Звездочками рейтинг, а цвета отвечают за статусы "Готов к загрузке, Принят, отклонен.. и т.д."
Все хорошо, единственно непонятно куда загружен и где отклонен :)

2. ProStockMaster. Внимание.. программа просит вводить логины и пароли стоков, так что относится с осторожностью. Можно метить для каждого фото его статус на стоке. Стоки можно добавлять разные... Причем сразу загружать по фтп туда фото (в бесплатной версии до 5 штук). Есть подбор ключевых слов.. и все такое.

3. Cushy Stock. На нее в итоге и пал выбор! Как пока на лучшую:) Для каталогизации вводить пароли и логины не обязательно. Можно добавлять разные статусы и стоки. Можно по этим статусам потом файлы отсортировать. В Про версии доступен поиск ключевых слов, лучше сортировка по статусам, есть заливка по фтп на стоки, статистика продаж... и т.д.
Но повторюсь. Для каталогизации про версия не обязательна.

Natalia Macheda комментирует...

guro, (простите, не знаю Вашего имени) а Вы можете написать подробный обзор этой программы CushyStock? А то я как ни берусь изучать её, сразу отлавливаю такую почку багов, что начинаю злиться и теряю терпение :)

Мне было бы очень приятно, если бы Вы написали статью именно для моего блога. Все кредиты (ссылку на ЖЖ и проч.) укажу без проблем. Если Вы захотите оставить статью у себя в блоге, то никакх претензий у меня к Вам не будет. Я просто поставлю ссылку на Ваш блог в этой статье.

guro комментирует...

Да, баги в ней пока есть.
Но в принципе работать уже можно.

Единственный совет - работать с сессиями, а не на прямую с папками, а то иначе могут иногда слетать статусы :)

Я автору написал много предложений и баги некоторые описал.. думаю будет толк от программы) Думаю даже купить, когда она из беты превратиться в более стабильную версию.

ЗЫ: А обзор не буду писать..
времени мало) Извините.

guro комментирует...

Еще в догонку хороший способ каталогизации в Лайтрум.

Создаете Коллекции:
Sutter
Icestock
Dream.... т.д.

с параметром
"помещать новые фото как виртуальные копии"

После этого можно свободно сортировать по ним фото и метить цветовыми метками (Pending, Approved, Reject...), места дополнительного они занимать не будут.

Natalia Macheda комментирует...

Спасибо, Вы так много уже идей здесь набросали :) Очень-очень ценно.

Отправить комментарий

© Natalia Macheda/Наталия Македа, 2008-2013
Все материалы блога защищены авторским правом. Любая перепечатка или использование материалов этого блога в коммерческих целях возможна лишь с письменного согласия автора. При некоммерческом использовании допускается лишь частичное копирование текста какой-либо статьи блога с обязательной ссылкой на полную статью. Полное копирование какой-либо статьи блога ЗАПРЕЩАЕТСЯ даже при наличии ссылки на блог.