понедельник, 30 ноября 2015 г.

Композиция в квадратном кадре

Инстаграм прочно вошёл в жизнь фотографа, да и не фотографа тоже. Благодаря невероятной популярности Инстаграма квадратные фотографии стали стандартом для мобильной фотографии. Мобильные фотографы были вынуждены адаптироваться к этому необычному формату. А постепенно и "фотоаппаратные" (не мобильные) фотографы распробовали вкус квадратного кадра. На микростоках есть целые портфолио, которые состоят из квадратных кадров.

В этой статье вы узнаете лучшие приемы в композиции для того чтобы снимать замечательные фотографии квадратного формата с помощью смартфона (или даже фотокамеры), которые сделают ваши фотографии в Инстаграме популярными.



Много было сказано про техники в композиции в традиционных форматах фотографии. От правила третей до продвинутых направляющих линий в фотографии. В избытке представлены композиционные техники для пейзажных и портретных фотографий.

Тем не менее, многие советы нельзя прямо применить для фотографий квадратного формата. Вот почему я решила написать эту статью. Итак, давайте рассмотрим некоторые приемы в композиции, которые стоит учесть при съемке квадратного формата.


Располагайте предмет съемки в центре

Одна из наиболее распространенных «ошибок» в традиционной фотографии – это расположение объекта съемки прямо посередине кадра. Практически все уроки композиции буду советовать не располагать главный объект в центре кадра.



И это именно то, что и сделано на фотографии выше. В центре кадра маленький силуэт человека, и так же структура переднего плана центрирована и еще больше подчеркивает центральную часть фотографии.



Вообще говоря, расположение объекта съемки в центре отлично работает до тех пор, пока объект настолько контрастен, что может находиться сам по себе и привлекать внимание зрителя.

Заполните весь кадр

Когда вы размышляете над композицией вашей фотографии, вы всегда должны принимать во внимание носитель, на котором фотографии будут просматривать. Вы будете печатать большой формат для рамки или фотографии будут смотреть только на маленьком экране смартфона?



Если главная цель ваших фотографий продемонстрировать необычный предмет (или группу предметов, как например нежный цветок магнолии на фотографии выше), хорошей идеей может быть расположить предмет (цветущее дерево магнолии) в кадре так, чтобы он полностью его заполнил. Если вы попытаетесь показать предмет съемки в окружающей среде, то чаще всего у вас не получится это хорошо сделать в крошечных квадратиках Инстаграма.


Используйте симметрию

Симметрия – это еще одна техника, которая действительно хорошо работает для квадратных фотографий, даже не смотря на то, что нарушаются основные композиционные правила (например, правило третей).





Также как и в случае с расположением объекта в центре, симметрия подходит для выразительного контрастного объекта посередине, который принимает на себя весь визуальный вес фотографии.


Будьте внимательны к правилу третей

Правило третей – это самое распространённое руководство по композиции и оно лучше всего работает для пейзажных фотографий. Но есть случаи, когда это правило так же работает и для квадратного формата. По моему опыту правило третей лучше всего работает на больших объектах. Например, линии горизонта в панорамных снимках или крупные архитектурные сооружения.




Тем не менее, для маленьких объектов я чаще всего получаю лучшие результаты, если располагаю их ближе к краю кадра. В следующей фотографии расположение паруса на пересечении направляющих линий кажется слишком близким к центру, поэтому имело смысл расположить его ближе к краям . Но я этого не сделала, и не смогла должным образом подчеркнуть просторы моря.



Модернизируйте правило третей

Можно не просто располагать предметы «ближе к краю» или следовать правилу третей, а разбить квадратный кадр на 9 квадратов. И сли ваш основной объект маленький, то его можно разместить в 2, 4, 6, 8 квадратах.


Квадрат 5 должен быть предназначен только для очень контрастных объектов.

Для квадратного кадра вертикальные и горизонтальные объекты лучше смотрятся не на пересечении третей, а именно в левом-правом столбцах или верхних-нижних рядах такой сетки. Например, левый ветряк целиком вписывается в столбик квадратов 1-4-7:




Используйте диагонали

Один из наиболее полезных принципов в композиции – это направляющая диагональ, и он прекрасно работает для квадратных фотографий. Принцип диагонали говорит о том, что необходимо располагать важные объекты в кадре на диагонали, чтобы они оставались сбалансированными по вертикали и горизонтали.



Направляйте взгляд зрителя

Направляющие линии – это любые линии, которые привлекают взгляд зрителя к основному предмету на фотографии. В то время как направляющие линии прекрасно работают на любом формате фотографий, на квадратных может быть достаточно сложно их использовать. Просто потому что для них недостаточно пространства.



Согласно тому, как мы рассматриваем фотографии (сначала передний план, потом задний) и читаем текст (слева направо), направляющие линии, которые тянутся из нижнего левого угла, лучше работают на пейзажных фотографиях. Тем не менее, в квадратном формате часто недостаточно места для такого типа расположения, и вы можете также использовать направляющие линии, идущие от переднего плана к заднему.




Используйте пустое пространство

Стив Джобс говорил «Все гениальное просто» и он точно был в теме. Тяжело сделать хороший кадр, если все тесно и беспорядочно расположено. И это особенно верно для маленьких квадратных фотографий, где у вас так мало места, чтобы разместить объекты в кадре.



Решение проблемы – это включить в кадр негативное пространство, что поможет создать гармоничную композицию, используя приемы из этой статьи.

Снимайте в пейзажном формате, а потом обрежьте


Большинство фото-приложений, в том числе и родное приложение для камеры iPhone дают вам возможность снимать квадратные фотографии. Кроме того, что они помогают вам компоновать квадратные фотографии более аккуратно, они также снимают меньше пикселей и менее гибки при кадрировании.

Именно поэтому я снимаю все свои фотографии в пейзажном формате (иногда портретном) с мыслью о том, что большинство из них потом будут конвертированы в квадратные. Конечно же, бывают случаи когда вы сняли прекрасное фото и его нельзя кадрировать до квадратного, но я считаю, что это риск, на который стоит пойти.



Если вы до сих пор изо всех сил стараетесь снимать квадратные фотографии в пейзажном режиме, приложение VSCO Cam имеет прекрасный режим квадратных фотографий, сохраняя ваши фотографии в полном (пейзажном) размере, чтобы у вас оставалась возможность кадрировать их иначе.



Нарушайте все правила

Всегда помните, что нет четких правил в композиции. Конечно же, приемы, описанные в этой статье, помогут в освоении тонкостей композиции. Но вы должны всегда доверять своему внутреннему чутью и не бояться игнорировать все правила и приемы, если вы считаете это необходимым.




Фотография выше нарушает практически все правила, которые я описала в статье. Но нет ничего, что бы я хотела изменить в этой фотографии, если бы у меня была возможность. Иногда вам просто нужно следовать за сердцем и забыть обо всем остальном.

Ещё больше трюков и фишек по мобильной фотографии вы узнаете на конференции "Мобильный практикум", которая стартует 1-го декабря. 

==> Регистрируйтесь на конференцию по этой ссылке здесь (бесплатно) <== 

Все чёрно-белые фотографии: автор Emil Pakarklis
Все цветные фотографии: автор Наталия Македа
Автор статьи: Emil Pakarklis
Перевод: Ольга Кондратьева
Редактура: Наталия Македа

Похожие статьи:


0 коммент.:

Отправить комментарий

© Natalia Macheda/Наталия Македа, 2008-2013
Все материалы блога защищены авторским правом. Любая перепечатка или использование материалов этого блога в коммерческих целях возможна лишь с письменного согласия автора. При некоммерческом использовании допускается лишь частичное копирование текста какой-либо статьи блога с обязательной ссылкой на полную статью. Полное копирование какой-либо статьи блога ЗАПРЕЩАЕТСЯ даже при наличии ссылки на блог.