Композиция в фотографии (советы айстоковых инспекторов)
Оригинал статьи: http://www.istockphoto.com/article_view.php?ID=13
Фотографии могут быть красивыми. Они могут украшать наш дом или офис, они могут быть опубликованы в книгах, журналах и календарях, они даже могут получать призы и награды в различных конкурсах. Захватывающий пейзаж может перенести зрителя, в его воображении, в другое место и в другое время. Красивый натюрморт излучает настроение спокойствия, теплоты и магии. Великолепный портрет человека помогает заглянуть в душу этого человека и позволяет нм разделить с ним его радость или горе. Великие картины несут сообщение. Помните об этом. Для фотографов существует огромный рынок сбыта, потому что потребители этого рынка знают, что люди, покупающие их иллюстрированные материалы, как правило западают на картинки. Визуальная коммуникация — это то, что единит всех людей нашей планеты. Сюжестов для съёмки — бесконечное множество. Единственное, что вас может ограничить — ваш собственный разум.
Но что же делает фотографию успешной? Ответ достаточно прост и узнав его, несколько простых правил, вы сможете уже сегодня улучшить качество ваших фото.
Но здесь есть одно НО. Как известно нет ни одного правила, которое нельзя было бы нарушить. Некоторые известные фотографы намеренно нарушают многие базовые правила фотографии. Они это делают так, чтобы улучшить снимок и превратить его в шедевр. Но для этого необходимо знать эти правила и отчётлива представлять себе, почему и как их можно нарушать.
Правило первое: Снимите это поближе. Нет, ещё ближе. Нет, ещё чуть ближе! Стоп! Вот он, нужный кадр!
Первое правило можно толковать так: упрощайте. Чем проще ваше фото, тем большее внимание достаётся главному объекту на нём, а значит тем успешнее вы можете донести своё сообщение до зрителя. Есть тысяча способов, как сделать это, но съёмка поближе — самый простой из них. А эффект достигается за счёт того, что вы исключиаете из фона кадра все отвлекающие детали.
Пройдитесь по фотосайтам, где фотографы публикуют свои работы, получают на них критику и критикуют работы других участников сайта. На таких сайтах невозможно сосчитать количество «цветочных» фотографий. Все мы хотя бы раз в жизни снимали цветок. Цветы прекрасны по определению. Они повсюду, их можно легко запечатлеть. Да и они сами же как будто просятся в кадр: «Сними меня!».
Прежде чем вы кликните по кнопочке, наблюдая в видоискатель очередной цветок, сделайте следующее: близко-близко рассмотрите цветок. Как можно ближе — в буквальном смысле. Рассмотрите детали всех лепестоков, нежные пестики-тычинки, любые характеристики, которыми этот цветок обладает. Спросите себя, что в этом цветке так настойчиво требует съёмки. Это стопка чегодняшних гахет за вазой, в которой стоит цветок, что так привлекает вас? Может это деревянный стол, на котором стоит ваза, или это лоток для газет позади всё той же вазы? Может это сама ваза??? Вы уверены, что хотите на своём фото запечатлеть всё перечисленное? Нет! Это цветочный бутон, который хочет быть звездой вашей фотографии!
И поэтому снимайте лишь бутон. Установите камеру на штатив, как можно ближе к цветку, но сохраняя при этом фокус. Возможно, вам придётся захватить в кадр немного цветочного стебля, или вазы, или даже стола. Но, ради всего святого, уберите эту стопку газет на заднем плане! Конечная картинка будет видна зрителям в качестве некой прямоугольной формы. И если вы хотите показать зрителям цветок, то он должен занимать как можно больше пространства в этой прямоугольной форме. Мы назовём её «кадр».
Съёмка как можно ближе — это очевидно, если вы начинаете думать об этом. Но если б вы знали, сколько снимков со-стопкой-газет-на-заднем-плане создаётся! И при этом сам цветок занимает лишь десятую и даже меньшую часть финального снимка, всё остальное пространство которого напичкано отвлекающими элементами. Самый простой способ избавиться от этих элементов — вынести их за границы кадра. Но иногда бывает даже лучше приблизиться к объекту так, чтобы он занимал всё пространство кадра. И тогда зритель вашего снимка столкнёться нос к носу с заснятым объектом! Попадание в яблочко! Не возникает никаких вопросов, что же изображено на фотографии. Ваш зритель сполна получает визуальное сообщение. Мы называем это «заполнением кадра».
Резюмируя: сфокусируйте внимание на вашем объект съёмки, непрестанно думая о том, что вы хотите подчеркнуть. Просто попробуйте этот приём в следующий раз, когда будете проводить фотосессию, и вы увидите результат!
Ниже я приведу пару фотографий, найденных на айстоке, для иллюстрации первого правила.
Это классический снимок розы. Кадр заполнен лишь лепестками розы и ничем более. Вы просто чувствуете, что вот-вот - и вы коснётесь цветка. Свет создаёт нужной глубины тени, подчёркивающие каждый лепесток по отдельности. И этот восхитительный водоворот лепестков затягивает вас! Нет ничего отвлекающего: ни вазы, ни стола, ни стопки газет!
Правило второе: фотографическая композиция
Большинство фотографов-профессионалов позиционируют объект их съёмки в специальном месте кадра. Когда вы думаете, в каком месте кадра объект должен находиться, вы компонуете кадр. Помните об этом! Когда художник начинает с чистого полотна, он думает, где ему нарисовать речку, где горы, где деревья, где облака и всё остальное, что должно быть нарисовано. При создании фотографии мы имеем дело с таким же процессом.
Вы ещё помните о фотографировании цветка, которое мы обсуждали в первом правиле? Девять из десяти фотографий с цветком и Барби на заднем плане были таковы, что сам цветок находился в так называемом «мёртвом центре» фотографии. Для человека это что-то на уровне инстинкта — скомпоновать кадр по центру. Когда мы смотрим на живой цветок, наши глаза фокусируются перед нами по центру. Мы не кладём цветок на стол, а потом не прикладываемся ухом к столу, чтобы смотреть на цветок из-зо всех сил заводя взгляд за глазные орбиты. И наш мозг прекрасно об этом знает и именно поэтому желает разместить объект как раз по середине кадра, куда предположительно будут смотреть наши глаза. Трюк заключается в том, чтобы осознать следующее: когда снимок сделан и сообщение запечатлено, зритель должен поместить этот снимок прямо перед собой и сфокусировать глаза прямо перед собой. Но так не бывает! И поэтому забудьте о центрировании объектов!
Существует несколько классических приёмов композиции. Для того, чтобы
использовать их, вы должны учиться видеть объекты в терминах линий и
форм. Иногда линии видны сразу: например, линия горизонта в закатной
фотографии. Иногда линии не очевидны. Один из трюков для распознавания
линий и форм состоит в том, чтобы прищурить глаза так, чтобы видеть
картину в размытом виде. И тогда линии и формы теней и света станут
видны. И вы сможете скомпоновать кадр. И пусть зритель не увидит этих
линий и форм на конечном фото, но его ощущения от просмотра снимка будут
совсем другими.
Правило третей и золотого сечения
Одно из самых известных правил композиции - это правило третей. Чтобы понять его, мысленно разделите кадр на три части в горизонтальном и вертикальном направлениях. Вы получите сетку для игры в крестики-нолики:
Правило третей должно быть определяющим, если в снимаемой сцене превалируют горизонтальные и вертикальные линии.
Правило третей происходит от правила золотого сечения, которое гласит, что объект должен быть помещён на пересекающиеся линии третей.
Лирическое отступление о теории золотого сечения.
Золотое сечение, это иррациональное число равное 1,618......... и бесконечная последовательность цифр следует. Это чило вычисляется, используя последовательность Фибоначчи. Фибоначчи был итальянским математиком в 1170 году н.э. и однажды он решил поэкспериментировать со следующим рядом чисел, вычисляющимся по формуле xi+1=xi+xi-1. То есть каждое число - это результат сложения двух предыдущих чисел ряда. При этом x0=0, x1=1. Иными словами мы имеем последовательность чисел:
0+1 = 1
1+1 = 2
1+2 = 3
2+3 = 5
3+5 = 8
5+8 = 13
8+13 = 21
13+21 = 34
21+34 = 55
34+55 = 89
55+89 = 144
89+144 = 233
144+233 = 377
233+377 = 610
И так далее. И что? И ничего! Но, если мы посмотрим на соотношения этих чисел, то обнаружим кое-что интересное.
Отношение 1 к 1 = 1
Отношение 2 к 1 = 2
Отношение 3 к 2 = 1.5
Отношение 5 к 3 = 1.6666
Отношение 8 к 5 = 1.6
Отношение 13 к 8 = 1.625
Отношение 21 к = 1.61538
Отношение 34 к 21 = 1.61538
Отношение 55 к 34 = 1.61764
Отношение 89 к 55 = 1.6181
Отношение 144 к 89 = 1.6179
Отношение 233 к 144 = 1.6180
Отношение 377 к 233 = 1.6180
А сейчас мы посмотрим, какое отношение к фотографиям имеет всё это. Давайте посмотрим на следующий рисунок:
Посмотрите, прямоугольник состоит из квадратов. Отношение этих квадратов составляет наше магическое число 1,618! И это магическое число не просто математическая абстракция. Оно присутствует в природе! Посмотрите на раковину улитки. Отношение витков раковины есть 1,618! То же самое касается сердцевины подсолнуха, у которого семена расположены по спирали. У большинства цветков количество лепестков равно 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и даже 89. И даже симфонии Моцарта и Бетховена подчиняются этому числу. Не известно, было ли это сделано случайно или это просто совпадение. Говорят, что Мацарт был математик-любитель. Несколько лет назад было проведено исследование лиц нискольких топ моделей. Их пропорции находятся в отношении 1,618. Это число повсюду, и инстинктивно человеческий глаз находит красоту в тех объектах, которые подчиняются этому числу.
И исходя из вышесказанного следует идея третей. Кадр нужно разбить на восемь часте й по горизонтали и вертикали. Затем, если провести справа-слева и снизу-сверху линии на расстоянии 3/8, на пересечении этих линий будут находится точки золотого сечения.
Но разбиение на три части гораздо удобнее, чем разбиение на восемь частей. А практичность его гораздо больше, поэтому чаще используют правило третей.
Вот пейзаж, демонстрирующий правило третей. Нет ничего более скучного, чем пейзаж с горизонтом по центру. Если вы поместите горизонт на нижнюю линию третей, то вы подчеркнёте небо, как на фотографии выше. Если же небо не очень инетересно, то, расположив горизон на верхнюю линию третей, вы придадите картинке глубину а зрители ощущение участия, бедто он находится в том самом месте, которое изображено на снимке, как на фотографии ниже:
Чувствуете пыль на ваших ботинках?
Вернёмся к фотографиям цветов. Заметьте, как маргаритка на фото справа помещена в точку золотого сечения. Фон не отвлекает. Маргаритка хорошо видна зрителю, несмотря на то, что на фотографии присутствуют другие цветы на заднем плане. В этом также заслуга и применения "глубины резкости", как части композиции Чем дальше камера от объекта, тем больше объекта попадает в фокус. У пейзажей глубина резкости большая (глубокая), а у макро-снимков - очень маленькая (shallow depth of field), ведь объектив слишком близко к объекту. Поскольку на снимке выше маргартика находится очень близко к объективу, а другие цветы дальше, то в результате мы получаем потрясающий эффект, при котором ближняя маргаритка захватывает всё внимание зрителя.
Если вы фокусируете камеру на некий объект, то всё находящееся на том же расстоянии от объектива, что и объект, будет в фокусе. То, что ближе или дальше, будет менее резким. Управление диафрагмой камеры контролирует глубину резкости. Чем меньше диафрагма, например, f/22, тем глубже зона резкости, тем больше объектов будут в фокусе. При более открытой диафрагме, например, f/2, резких объектов будет меньше.
Далее мы рассмотрим шесть других способов использования линий и форм для усиления снимка.
Треугольник
Когда вы снимаете прямоугольный кадр и располагаете композицию в треугольнике, который одним углом находится в каком-то угле кадра, а двумя другими - на противоположных сторонах кадра, то вы усиляете ваш снимок. Посмотрите на пример:
Пальма, шезлонги и часть острова на горизонте образуют треугольник.
Другой способ использования треугольника - это расположение в соотсветсвии с золотым сечением следующим образом: мысленно нарисуйте диагональ вашего кадра от одного угла к другому. Вторую линию проведите из какого-нибудь "неиспользованного" угла кадра так, что бы она пересекала первую диагональ под прямым углом.
Фотография выше разедена на три секции по только что предлженной схеме. Эта композиция совсем не выглядит на первый взгляд, как треугольная. Но, тем не менее, она является таковой.
Обрамление кадра
Одним из средств усиления пейзажей является использование подручных средств на переднем плане около двух и более сторон кадра в качестве "рамки". Например, это могут быть ветки деревьев, как на снимке ниже. Иногда нагромождения валунов образуют дырки, вотографируя сквозь которые можно также получить эффект рамки, каменной. Интересный эффект достигается при фотографировании улицы из окна дома. Это же касается арок и дверей. Старайтесь в данном случае обрамлять "рамкой" все стороны кадра. В противном случае композиция чаще всего будет лишена баланса.
Фотография ниже - пример использования архитектурных деталей в качестве рамки кадра. Снимок привлекает к себе внимание, потому что, несмотря на контровой свет и тонирование, всё ещё остаются видны детали за окном, на которые любопытно посмотреть.
Направляющие линии
Дороги и тротуары - отличный пример направляющих линий, которые проведут взгляд зрителя вглубь снимка. На фотографии выше тропинка представляет собой вьющуюся кривую, которая, при наличии деревьев на переднем плане, создающих эффект присутствия, приглашает зрителя войти в кадр и прогуляться по парку. Любой тип дороги, дорожки и тропинки может использоваться для создания подобного эффекта. Посмотрите ещё один пример:
Посмотрите, как дорожная разметка ведёт ваш взгляд вплоть до горизонта, который находится на верхней линии третей. Обратите внимание на глубину резкости данного снимка. Фокус на переднем плане, на части дороги, городской пейзаж вне фокуса. Данный эффект даёт зрителю ощущение присутствия на данной дороге, ведущей куда-то.Напрвляющие линии создаются не только дорогами и тропинками. Угол лепестков маргаритки может привести взгляд зрителя к центру цветка. Ряд деревьев или светофоров, пропадающих в перспективе, может также уводить взгляд зрителя.
Круг
После долгого обсувждения золотого сечения и правила третей, я покажу вам пример, когда эти правила можно нарушить. В частности, для композиции кадра может быть использован круг, если выбрать правильный объект съёмки.
Внешний круг удерживает взгляд зрителя на кадре, не позволяет ему уйти за границы кадра. Сегменты ведут взгляд к центру снимка. Все вместе, эти элементы создают сильную композицию, даже если она нарушает классические правила.Ритм
Добавить динамизма вашему снимку поможет "визуальный ритм", то есть повторение форм и линий для создания интереса.
Множество вертикальных линий фотографии выше работают вместе и усиливают фото. Простая коричневая кора контрастирует с белым снегом и бесцветным небом, подчёркивая повторяющийся паттерн данного снимка. Ещё один пример ритма из повторяющихся арк показан на снимке ниже.
Отрицательное пространство
Отрицательное пространство - это темин дизайна, который обозначает пустое пространство или пространство, лишь малая часть которого занята некими объектами или элементами. Отрицательное пространство используется, чтобы показать малость объекта по сранвению с окружением.
На фотографии выше главный объект - группа из трёх игроков в красной униформе. Но поскольку они находятся в контексте массива ярко-зелёного негативного пространства, то создаётся ощущение, что игроки находятся на огромном поле (что так и есть). Впечатляющий эффект производится за счёт контрастных ярких цветов и композиции: игроки смотрят на огрмное поле. Фантастика!
В заключение хочу сказать: Практикуйтесь, практикуйтесь и ещё раз практикуйтесь. Выделите день специально для того, чтобы попробовать применить на практике каждое из правил. А потом будьте суровыми судьями сами себе и спросите: "Можно было бы снять лучше", если ответ "да", то выделите ещё один день и опять практикуйтесь.
Комментарии
Отправить комментарий