Hans Strand - фотограф натуралист
Thunderstorm, La Digue Island, Seychelles, February 1997 Как это часто случается, я увидел эту композицию во время дневной прогулки. Вечером я вернулся на это место, чтобы снять его при наилучшем свете. Как только я совершил задуманное мне пришлось искать укрытие от неожиданного дождя.
Сегодня я представляю вашему вниманию интерьвю с Хансом Страндом (Hans Strand), фотографом пейзажистом и обладателем премии Hasselblad Master 2008.
Профиль
- Родился в 1955 году в городке Мармаверкен, в Швеции.
- 9 лет своей жизни он посвятил механической инженерии, а затем отдался своей страсти - фотографии.
- Имеет огромное число публикаций в различных международных журналах. Кроме того заканчивает книгу "Арктика: история об исчезающем мире".
"Когда-то я был спортивным стрелком и даже участвовал в Олимпиаде в Лос-Анджелесе в 1984 году - мне всегда нравилось побеждать!", - шутит Ханс в своей шведской студии.
У Странда прекрасная репутация, как на родине, так и за рубежом. И он этого заслуживает! Он - маэстро композиции, особенно если речь идёт о съёмке широкоугольными объективами. И ему есть что сказать по поводу искусства пейзажной фотографии. "Однажды я решил, что фотогрофариовать пейзажи - это проблема не визуального отображения, а чувственного. И я до сих пор думаю именно так. Очень часто можно услышать, как фотографы говорят о снимках пейзажей, как о репортажных или новостных снимках. А на самом деле в пейзаже должна была бы присутствовать личная вовлечённость, поскольку у того есть своя индивидуальность." Странд полагает, что эту индивидуальность можно передать через тщательную композицию. Он часто говорит о чувствах и "душевных пейзажах". Мы попросили его проиллюстрировать эти абстракции на примере пейзажа, приведенного в самом начале статьи. Способ, которым была реализована данная фотография, во многом объясняет его принцип работы: тщательное планирование и точность схватывания момента.
"Этот остров знаменит как раз своими древними монолитными скалами, интересно и необычайно обкатанными прибрежными волнами. Я прогуливался в том районе днём и нашёл интересную точку с интересным ракурсом. Но свет был такой жёсткий, что я решил вернуться туда ещё раз вечером. А вечером небо было затянуто тучами и на горизонте виднелась приближающаяся тропическая гроза. Поэтому пришлось работать очень быстро. Для того, чтобы получить такой великолепный первый план, мне пришлось закарабкаться на огромный валун и опустить камеру низко-низко. Кроме того я наклонил к низу и объектив, чтобы придать снимку глубину. Небо было прекрасно сбалансировано, поэтому мне не нужно было использовать фильтры. Но снимок получился слишком узким, чуть побольше переднего плана не помешало бы. Первый план - это жизненно важно для хорошей пейзажной фотографии."
Равновесие
Странд без устали подчёркивает важность первого плана, но очевидно, что и остальная часть снимка должна быть гармоничной. "Любой объект, который мы выбираем в качестве первого плана, должен характеризовать сам подход ко всей картине. И при этом он должен оставаться в равновесии с фоном". Интересный факт: размытые волны на картинке не были изначально запланированы фотографом: "Я просто снимал на плёночную камеру с приоритетом диафрагмы при f/22, при этом выдержка получилась длиной в полторы минуты. Так что я не мог сделать ничего больше. В реальности мне хотелось бы запечатлеть структуру воды. Цифровые зеркалки более светосильные и гибкие в этом смысле. Вот почему они мне нравятся больше."
Вторая выбранная картина - горный ручей сурового пейзажа Torres del Paine в Чили.
Torres del Paine, Чили
И в этом случае место было исследована заранее, за четыре дня до съёмки. И опять надвигалась гроза, поэтому пришлось работать быстро. Снимок получился потому, что был тщательно обдуман и спланирован: "На первый план я хотел поместить ручей, снять его просто меж горных пиков. На несколько секунды выглянуло солнце и луч осветил фон. Две экспозиции - и я получил именно то, что хотел."
Странду удаётся сочетать эмоциональность пейзажа и тщательный, почти научный, подход к съёмке: "До того, как посвятить себя фотографии, я изучал инженерию. И мне до сих пор нравится искать структурный порядок в хаосе". Этот аспект очевиден в следующем снимке:
Death Valley, Калифорния
"Я искал интересный первый план для дюн в районе Mesquite Flats и мне попалась эта зона с растрескавшейся грязью. Трещины образовывали почти регулярный мотив."
"Когда я на аутдоре, я ищу уникальные структуры и мотивы. Для меня важно делать снимки с "чувствами", а не просто снимать ради того, чтобы снимать".
Белый медведь во льдах ледника Монако, острова Свальбард Мой коллега заснял этого медведя при фокусном расстоянии 600 мм. Я же использовал 70-200 мм, потому что мне понравился этот фон!
Оригинальная перспектива
Страсть Странда к абстрактным формам и мотивам открывается и в его воздушных фото с самолёта: "Самый интересный аспект воздушной фотографии - это необходимость быть быстрыми. Мне нравится фотографировать сверху вниз, без горизонта и человеческого присутствия. Однако бывает трудно передать размеры пейзажа, когда снимаешь его с самолёта. Но с другой стороны, я думаю, что оставить что-то додумывать зрителю - это тоже хорошо. Это как снимать микроскопом. Единственное, что мне не нравится в воздушной съёмке - это то, что меня укачивает!".
Лагуна прилива и отлива, Исландия, 2005
Интересы Странда варьируются от воздушной съёмки до крупноплановых пейзажей: цветы, деревья... И подходы у него тоже разные: от съёмки с земли, чтобы захватить экстремальный первый план, до съёмки с высокого штатива и с самолёта. Странд всегда уделяет много внимание точке съёмки: "Я часто провожу натуралистическую съёмку с лёгким боковым наклоном, скажем, в 45°, чтобы придать снимку ещё большую глубину. То же самое касается и крупноплановых снимков. Например, если вы снимите обычный лист дерева просто сверху, то вся картинка будет выглядеть неестественно и неуравновешенно."
Странд не считает себя серьёзным пользователем Photoshop'а, но таки использует его для повышения контрастности в своих пейзажах. "Когда я начал снимать своей первой зеркалкой, то заметил, что все фотографии выглядели каким-то пыльными, имели серый налёт. Они не были такими резкими и звенящими, как плёночные фотографии. Я начал внимательно изучать гистограммы и заметил, что в светах экспозиция всегда была длиннее нужной. Укоротив гистограмму в светах можно создать на самом деле восхитительные цифровые фото. Для этого в кривых я смещаю верхнюю часть линии, скажем, около значения 230, так, чтобы получить наибольший световой контраст. Кривые - превосходный инструмент фотошопа и я его настоятельно рекомендую."
Тест на обман
Разговаривая со Страндом, становится понятно, что он самый настоящий пурист в фотографии, то есть он за чистоту фотографии, избегает всяких "эффектов", которые подменяют эмоциональный отклик зрителя в ответ на то, что передаёт фотография. Он даже старается как можно реже использовать всем известный приём раскрытой диафрагмы для получения размытого фона. "Ведь это же большая разница между эффектом и настоящей передачей реальности. Прибегая к эффектам, можно легко переусердствовать и упасть в пучину клише. Это как в случае всех этих снимков, сделанных при помощи LensBaby: мы видим фотографию или эффект?". Умеренное использование фотошопа - ещё один индикатор пуристического и контролируемого подхода Странда к фотографии.
Ледяной камыш
Композиция: "Я хотел запечатлеть сердце этого сюжета, все эти линии. Камыш заполняет весь кадр. Я хотел, чтобы получилось в стиле Миро, очень абастрактно." Глубина: "Я использовал f/22 в течение 1/15 секунды. Мне хотелось большой глубины, чтоб всё было резким и в фокусе. Меня не интересует малая ГРИП, когда я хочу отобразить формы и мотивы природной сцены в абстрактном свете." Первый план: "Во время компоновки кадра я искал спокойный и минималистический первый план, который бы создавал контраст с линиями камыша. Я хотел запечатлеть мотив и смысл, а не просто бездумно щёлкнуть."
Будучи фотографом-натуралистом, Странд весьма оригинален в своём желании избегать съёмки фауны. Он это объясняет так: "Ну, не то, чтобы я совсем не фотографирую животных. Я их фотографирую, если он согласны "попозировать". Я не могу сидеть укрытым в зарослях сутками напролёт, чтобы запечатлеть бурундука. Я не из тех, кто сначала занимался орнитологией, а потом взял в руки фотоаппарат." Однако, когда ему случается увидеть возле себя какую-нибудь зверушку, из этой ситуации Странд выжимает максимум. Это наглядно демонстрирует фото полярного медведя во льдах чуть выше. Кстати, Странд обожает работать в Арктике и надеется посещать эту хрупкую экосистему как можно чаще и как можно дольше. "Очень печально, что последние уголки нетронутой человеком природы исчезают с угрожающей скоростью. Очень мало людей понимают их фантастическую красоту и ценность. Арктика - это не только масса льда и снега..."
Советы Странда
- Важно представить себе конечную картинку. Для этого необходимо тщательно планировать работу с доступным светом и внимательно выбирать точку съёмки.
- Приготовьтесь к тому, чтобы карабкаться в гору или продираться сквозь заросли для того, чтобы выбрать наилучшую композицию. Это может быть достаточно трудно и неприятно. У меня лично случается, что после фотосессий побаливает спина или ноги...
- Выбор интересного первого плана - это критично. Но не забывайте также о креативности и свободе, иначе ваши кадры будет похожи, как братья-близнецы, им будет нехватать индивидуальности. И, концентрируясь на первом плане, не забывайте об остальной части пейзажа!
А где можно найти оригинал интервью?
ОтветитьУдалитьЯ взяла это интервью из Digital Camera Magazine за 2007 год (№ 47 или 48 или 49...)
ОтветитьУдалить