понедельник, 11 мая 2015 г.

Выборочная фокусировка (Selective focus)

Картинка с шаттерстока (из раздела бесплатных) для привлечения внимания

Ансель Адамс и его работы остаются до сих пор источником вдохновения и подражания для поколений фотографов, как любителей, так и профессионалов.

Есть множество элементов, которые у нас ассоциируются со стилем Адамса, включая манеру использования ГРИП (глубины резко изображаемого пространства). Его подход – это все в фокусе: отсюда и до луны, для этого Ансель использовал экстремальные значения диафрагмы, например, f/64 и f/90. Просто посмотрите на знаменитую фотографию Адамса «Moonrise» (Восход луны) для наглядности.

Конечно же, это обычная практика для пейзажных фотографов использовать глубину резкости в их работе. Это жанр, в котором важно иметь оба плана в четком фокусе: передний и задний. Тем не менее, редко можно услышать, что кто-то использует диафрагму со значениями как f/64. Естественно, не каждый фотограф-пейзажист. И не всем необходимо, да и не все хотят, снимать так, чтобы все попадало в фокус.

Хотя мои клиенты часто мне задают вопрос: "А как мне сделать так, чтобы всё было в фокусе и чтоб при этом хватило стоков?". Дело в том, что и для стоков тоже вовсе не обязательно, чтоб всё было в фокусе (а вот света должно хватать в полном объёме). В фокусе должен быть как минимум смысловой центр объекта.

Здесь-то и появляется то, что называется фотографией с выборочной фокусировкой

Что такое выборочная фокусировка?

Выборочная фокусировка это говорящий термин: вы фокусируетесь выборочно на определенной части объекта, которую вы хотите подчеркнуть, придать выразительности. И «игнорируете» остальное - позволяя ему попасть в размытую область фона или переднего плана.



Выборочная фокусировка часто используется в предметной съемке, чтобы привлечь внимание к предмету или части предмета. Она способствует желанию разглядывать фотографию: предмет находится в узнаваемом, но размытом окружении.

Как вы должно быть уже догадались, выборочная фокусировка достигается с помощью малой ГРИП. Малая глубина резкости волшебным образом добавляет фотографии «выразительности»: от портретной до макро. Почитайте об этом, чтобы узнать больше.

Выборочная фокусировка и глубина резкости

Чтобы добиться успеха в искусстве выборочной фокусировки, есть один жизненно важный технический аспект, который стоит принять во внимание. Выборочная фокусировка нуждается в малой глубине резкости. Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), если коротко, это расстояние перед предметом и за ним, которое находится в четком фокусе. Есть три главных фактора, которые влияют на глубину резкости.

  • Диафрагма (f-stop). Как сказано выше, в обзоре работ Анселя Адамса, большие значения f-stop (зажатая диафрагма) создают большую глубину резкости. В случаях, когда фокусное расстояние и расстояние до предмета съемки постоянны, глубина резкости значительно меньше при f/2.0 в сравнении с f/11. 
  • Фокусное расстояние. Объектив с меньшим фокусным расстоянием будет делать снимки с большей глубиной резкости, чем объектив с большим фокусном расстоянием. Например, объектив 28мм будет создавать большую глубину резкости, по сравнению с объективом 85мм при одинаковом расстоянии до предмета съемки. 
  • Расстояние. Чем ближе вы к предмету съемки, тем меньше получится глубина резкости. 

Улучшение фотографий с помощью выборочной фокусировки

Вот несколько хитростей, которые поведут вас по пути к успешному применению выборочной фокусировки в вашем фото-репертуаре.

  1. Используйте открытую диафрагму. Создать выборочный фокус – это значит разбить на зоны снимок, сосредоточив внимание на определенном месте и оставив остальное пространство вне фокуса. Для этого вам потребуется установить открытую диафрагму - по крайней мере f/2.8. Убедитесь, что вы проверили правильность фокусировки, т.к. точно сфокусироваться при малой глубине резкости становится немного сложнее. 
  2. Определите полезные области вне фокуса. Зоны, которые на фотографии будут вне фокуса должны быть узнаваемыми, а не просто размытыми пятнами. Например, если вы снимаете насекомое, хорошей идеей будет включить окружающие листья в качестве элементов снимка вне фокуса. Просто убедитесь, что они до сих пор узнаваемы, и листья не превратились в размытые зеленые пятна. 
  3. Продумайте угол съемки. Это станет проще со временем, но вы убедитесь, что выбор правильного угла съемки станет невероятно эффективным приемом при съемке фотографий с выборочной фокусировкой.
  4. Выбирайте более длинное фокусное расстояние. Используйте свой самый длинный объектив или зум с максимально возможным значением. Более длинное фокусное расстояние создает эффект компрессии, убирая из фокуса задний план. 
  5. Помните о композиции. Располагайте предмет в фокусе в таком месте снимка, чтобы при переводе взгляда в другую область снимка, зрителю по-прежнему было интересно. Части снимка вне фокуса должны быть узнаваемы, а не просто размытыми пятнами. 

Когда использовать выборочную фокусировку

Выборочная фокусировка может использоваться практически в любом жанре фотографии.

  1. Макро-фотография. Согласно техническим причудам, которые ассоциируются с макро-фотографией, достигнуть большой глубины резкости при съемке маленьких предметов может оказаться достаточно сложно. Таким образом, выборочная фокусировка это нечто среднее между облегчением вашей работы и мощным путем привлечения внимания зрителя к конкретной области предмета. 
  2. Портретная фотография. Использование длиннофокусного объектива и большой диафрагмы позволяет акцентировать внимание на лице (или глазах) модели, а так же добавить немного настроения и атмосферы, используя элементы вне фокуса. 
  3. Объект с повторяющимися элементами. Сидения на стадионе, забор, дикие цветы, ряды деревьев. Использование большой диафрагмы и небольшого угла съемки вместе с фокусировкой на втором, третьем или восьмом элементе в ряду позволят всем остальным элементам быть не в фокусе. 

Два заметных исключения - это пейзажная и предметная съемки, в которых успех зависит от того, насколько четко видны все элементы. Опять же, техника выборочной фокусировки легко достижима и легко адаптируется под ваше собственное творческое видение. Не только вы сами будете создавать изображения, в которых предмет выделен визуально, но так же великолепные боке помогут управлять вниманием зрителя.


Кстати, если вы используете приём выборочной фокусировки при съёмке, то обязательно пропишите ключевые слова "selective focus", а также добавьте фразу в описание: "Selective focus там-то". Это снизит вероятность отказа из-за плохого фото, и повысит видимость изображения для покупателей, которые ценят выборочный фокус.

Перевод статьи и подбор картинок: Ольга Кондратьева
Редактура: Наталия Македа

Похожие статьи:


0 коммент.:

Отправить комментарий

© Natalia Macheda/Наталия Македа, 2008-2013
Все материалы блога защищены авторским правом. Любая перепечатка или использование материалов этого блога в коммерческих целях возможна лишь с письменного согласия автора. При некоммерческом использовании допускается лишь частичное копирование текста какой-либо статьи блога с обязательной ссылкой на полную статью. Полное копирование какой-либо статьи блога ЗАПРЕЩАЕТСЯ даже при наличии ссылки на блог.