Выборочная фокусировка (Selective focus)
Картинка с шаттерстока (из раздела бесплатных) для привлечения внимания
Ансель Адамс и его работы остаются до сих пор источником вдохновения и подражания для поколений фотографов, как любителей, так и профессионалов.
Есть множество элементов, которые у нас ассоциируются со стилем Адамса, включая манеру использования ГРИП (глубины резко изображаемого пространства). Его подход – это все в фокусе: отсюда и до луны, для этого Ансель использовал экстремальные значения диафрагмы, например, f/64 и f/90. Просто посмотрите на знаменитую фотографию Адамса «Moonrise» (Восход луны) для наглядности.
Конечно же, это обычная практика для пейзажных фотографов использовать глубину резкости в их работе. Это жанр, в котором важно иметь оба плана в четком фокусе: передний и задний. Тем не менее, редко можно услышать, что кто-то использует диафрагму со значениями как f/64. Естественно, не каждый фотограф-пейзажист. И не всем необходимо, да и не все хотят, снимать так, чтобы все попадало в фокус.
Хотя мои клиенты часто мне задают вопрос: "А как мне сделать так, чтобы всё было в фокусе и чтоб при этом хватило стоков?". Дело в том, что и для стоков тоже вовсе не обязательно, чтоб всё было в фокусе (а вот света должно хватать в полном объёме). В фокусе должен быть как минимум смысловой центр объекта.
Здесь-то и появляется то, что называется фотографией с выборочной фокусировкой.
Что такое выборочная фокусировка?
Выборочная фокусировка это говорящий термин: вы фокусируетесь выборочно на определенной части объекта, которую вы хотите подчеркнуть, придать выразительности. И «игнорируете» остальное - позволяя ему попасть в размытую область фона или переднего плана.Выборочная фокусировка часто используется в предметной съемке, чтобы привлечь внимание к предмету или части предмета. Она способствует желанию разглядывать фотографию: предмет находится в узнаваемом, но размытом окружении.
Как вы должно быть уже догадались, выборочная фокусировка достигается с помощью малой ГРИП. Малая глубина резкости волшебным образом добавляет фотографии «выразительности»: от портретной до макро. Почитайте об этом, чтобы узнать больше.
Выборочная фокусировка и глубина резкости
Чтобы добиться успеха в искусстве выборочной фокусировки, есть один жизненно важный технический аспект, который стоит принять во внимание. Выборочная фокусировка нуждается в малой глубине резкости. Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), если коротко, это расстояние перед предметом и за ним, которое находится в четком фокусе. Есть три главных фактора, которые влияют на глубину резкости.- Диафрагма (f-stop). Как сказано выше, в обзоре работ Анселя Адамса, большие значения f-stop (зажатая диафрагма) создают большую глубину резкости. В случаях, когда фокусное расстояние и расстояние до предмета съемки постоянны, глубина резкости значительно меньше при f/2.0 в сравнении с f/11.
- Фокусное расстояние. Объектив с меньшим фокусным расстоянием будет делать снимки с большей глубиной резкости, чем объектив с большим фокусном расстоянием. Например, объектив 28мм будет создавать большую глубину резкости, по сравнению с объективом 85мм при одинаковом расстоянии до предмета съемки.
- Расстояние. Чем ближе вы к предмету съемки, тем меньше получится глубина резкости.
Улучшение фотографий с помощью выборочной фокусировки
Вот несколько хитростей, которые поведут вас по пути к успешному применению выборочной фокусировки в вашем фото-репертуаре.- Используйте открытую диафрагму. Создать выборочный фокус – это значит разбить на зоны снимок, сосредоточив внимание на определенном месте и оставив остальное пространство вне фокуса. Для этого вам потребуется установить открытую диафрагму - по крайней мере f/2.8. Убедитесь, что вы проверили правильность фокусировки, т.к. точно сфокусироваться при малой глубине резкости становится немного сложнее.
- Определите полезные области вне фокуса. Зоны, которые на фотографии будут вне фокуса должны быть узнаваемыми, а не просто размытыми пятнами. Например, если вы снимаете насекомое, хорошей идеей будет включить окружающие листья в качестве элементов снимка вне фокуса. Просто убедитесь, что они до сих пор узнаваемы, и листья не превратились в размытые зеленые пятна.
- Продумайте угол съемки. Это станет проще со временем, но вы убедитесь, что выбор правильного угла съемки станет невероятно эффективным приемом при съемке фотографий с выборочной фокусировкой.
- Выбирайте более длинное фокусное расстояние. Используйте свой самый длинный объектив или зум с максимально возможным значением. Более длинное фокусное расстояние создает эффект компрессии, убирая из фокуса задний план.
- Помните о композиции. Располагайте предмет в фокусе в таком месте снимка, чтобы при переводе взгляда в другую область снимка, зрителю по-прежнему было интересно. Части снимка вне фокуса должны быть узнаваемы, а не просто размытыми пятнами.
Когда использовать выборочную фокусировку
Выборочная фокусировка может использоваться практически в любом жанре фотографии.- Макро-фотография. Согласно техническим причудам, которые ассоциируются с макро-фотографией, достигнуть большой глубины резкости при съемке маленьких предметов может оказаться достаточно сложно. Таким образом, выборочная фокусировка это нечто среднее между облегчением вашей работы и мощным путем привлечения внимания зрителя к конкретной области предмета.
- Портретная фотография. Использование длиннофокусного объектива и большой диафрагмы позволяет акцентировать внимание на лице (или глазах) модели, а так же добавить немного настроения и атмосферы, используя элементы вне фокуса.
- Объект с повторяющимися элементами. Сидения на стадионе, забор, дикие цветы, ряды деревьев. Использование большой диафрагмы и небольшого угла съемки вместе с фокусировкой на втором, третьем или восьмом элементе в ряду позволят всем остальным элементам быть не в фокусе.
Два заметных исключения - это пейзажная и предметная съемки, в которых успех зависит от того, насколько четко видны все элементы. Опять же, техника выборочной фокусировки легко достижима и легко адаптируется под ваше собственное творческое видение. Не только вы сами будете создавать изображения, в которых предмет выделен визуально, но так же великолепные боке помогут управлять вниманием зрителя.
Кстати, если вы используете приём выборочной фокусировки при съёмке, то обязательно пропишите ключевые слова "selective focus", а также добавьте фразу в описание: "Selective focus там-то". Это снизит вероятность отказа из-за плохого фото, и повысит видимость изображения для покупателей, которые ценят выборочный фокус.
Перевод статьи и подбор картинок: Ольга Кондратьева
Редактура: Наталия Македа
Комментарии
Отправить комментарий