Микростоки - лохотрон?
Комментарий «благодарного» читателя (стиль сохранён):
Да, а теперь самое главное, как получить деньги за свои фото, когда ими распоряжается фотосток. Я помещу своё прекрасное, дорогое мне фото на сток и буду ждать лохотронного получения средств от того, что кто-то его поимеет у содержателя стока, а мне так это просто и спасибо никто не скажет, так как я точно не буду знать куда-куда они от меня удалились и где их будут использовать Вы хорошо устроились для объяснения чайников, как они должны безвоздмездно расстаться со своими фотосокровищами для собстенного обогащения за чужой счёт. Виват! Лохотрон, держите фото.
При чтении данного комментария я выделила несколько вопросов, которые автор хотел задать, но почему-то то ли постеснялся задать, то ли гордость не позволила:
- Каков принцип купли-продажи в микростоках?
- Как обналичивать деньги?
- А вдруг фотобанки не переведут мне мои деньги?
- Как отслеживать продажи?
- А вдруг фотобанки будут продавать мои снимки налево вчёрную?
- Как долго придётся ждать выплат?
- Кто будет покупать мои «фотосокровища» и для каких целей?
- Почему фотобанки берут комиссию СЕБЕ в карман, часто более 50%, продавая МОИ карточки? За какие такие заслуги?
- А что насчёт авторского права?
- Сколько получает Наталия Македа за рекламу фотобанков?
Начну отвечать по порядку.
Принцип купли-продажи на микростоках точно такой же, как принцип распространения через посредников. Это не аукцион, и не магазин. Это как агентство по продаже недвижимости. Если быть точнее, то вот как происходит взаимодействие в тройке фотограф-микросток-покупатель:
- Фотограф посылает свои «фотосокровища» в фотобанк. Ну, те, которые не жалко. Те которые жалко — в сундук, под замОк, и на остров Буян, чтоб неповадно было.
- Фотографии проходят проверку на соответствие стандартам фотобанка. Заметьте, что фотографии могут при этом пройти проверку и поступить в продажу, либо же не пройти проверку и отправиться в мусорное ведро и покупатели её не увидят.
- Допустим, что фотографии прошли проверку. Они поступают в продажу. В зависимости от размера фотографии (в мегапикселях) на неё устанавливается цена: чем больше фотография, тем она дороже стоит. Кроме того, цена на фотографию может расти с ростом продаж именно этой фотографии или с ростом ранга фотографа (ранг зависит, например, от суммарного количества проданных фотографий).
- Если покупателю понравится ваша фотография, то он её скачает и заплатит по цене, установленной на предыдущем шаге. При этом автор карточки получает свою коммиссию (20-70% в зависимости от фотобанка и разных прочих факторов). При этом вспомните народную мудрость: «спасибо» в карман не положишь, и на хлеб не намажешь, а вот пару сотен долларов в месяц могут оказаться неплохим подспорьем для домашнего бюджета, особенно в условиях кризиса. Это что касается вожделенного «спасиба» в комментарии, из-за которого весь этот сыр-бор затеян.
- Заработок авторов накапливается в личной учётной записи автора (account) в фотобанке, доступ к которой имеет только сам автор. Поэтому все ваши доходы известны лишь вам и, возможно, администрации фотобанка.
- Как правило, при достижении выручки в сумме $100 виртуальные деньги, находящиеся в личной учётной записи, можно выводить на счёт в PayPal или MoneyBookers, или запрашивать чек. Чек можно обналичить в любом удобном вам банке. А счёт PayPal или MoneyBookers можно привязать к кредитной карте или к банковскому счёту, куда и переводить деньги.
Как видите, все ваши «кровные» вы в полном объёме можете обналичить в физические осязаемые банкноты. Ни в одном фотобанке вам не будут задерживать выплату по причинам какой-то особой нелюбви к вашей персоне. Могут быть трудности трансфера в связи с профилактическими работами на сайте, не более того. Даже если вы сделаете всего лишь одну продажу и решите закрыть ваше сотрудничество с фотобанком, тот единственный гонорар будет переведён вам на ваш счёт в PayPal или MoneyBookers (чек, к сожалению, будет проблематично получить, если сумма меньше $100).
Можно, конечно, нарваться на подозрительные фотобанки, которые поработают с годик, закроются и нечего не выплатят. Вот поэтому я и рекомендую работать лишь с известными фотобанками: шаттер, айс, дримс, фотолия, 123рф, бигсток, а также кресток, кэнсток. Эти фотобанки существуют уже более 10 лет и им просто невыгодно взять закрыться и исчезнуть со всеми гонорарами. Будучи раскрученным, микростоковый бизнес очень выгоден для владельцев фотобанков, потому что при наличии более-менее постоянной клиентуры продажи будут совершаться всегда.
Хочу сказать ещё, что существуют разнообразные независимые сообщества микростокеров (например, форум Долгачова, Заставкина, microstockgroup.com, microstock.ru), которые не привязаны ни к какому фотобанку. На них всегда можно обсудить последние новости и поделиться собственными достижениями и проблемами. Так вот, касательно проблем: на моей памяти люди делились необоснованными отказами со стороны инспекторов, низкими продажами и даже необоснованным закрытием учётной записи. Но ни разу никто не сталкивался с невыплатой денег, даже в последнем случае (необоснованное закрытием учётной записи) все деньги выплачиваются до единого цента.
Тоже самое касается продаж налево: мне никогда не встречалось ни одного намёка на левые продажи тайком от авторов. А значит, вывод можно сделать такой: либо левых продаж нет, либо они настолько хорошо скрыты, что мы о них никогда не узнаем. Конечно, риск левых продаж есть, как и в любом бизнесе. Но знаете, что я вам скажу, во-первых: волков бояться – в лес не ходить. Либо вы будете денно и нощно лелеять свои «фотосокровища» в сундуке с амбарным замком на острове Буяне. Либо же рискнёте, выставите свои снимки на продажу – и заработаете детям на конфеты, а жене на новые туфли. Помните слоган рассылки? Я напомню: «Что толку от фотографий, которые «пылятся» позабыты-позаброшены на хард-драйве? Может, какой-нибудь дизайнер уже в лепёшку расшибся в поисках именно того сюжета, который прозябает в ваших архивах. Можно подарить этому незадачливому дизайнеру этот снимок: как говорится, вам всё равно, а ему приятно. А если за это ещё и деньги платят…»
Во-вторых, если уж на пост-советском пространстве «дикий» бизнес постепенно сходит на нет, то что уж говорить про капиталистические страны (где, как раз таки, и находятся штабквартиры микростоков), где бизнес и честное его ведение стоит во главе любого угла на протяжении нескольких веков. Опять-таки, сомневаюсь, что владельцы таких микростоковых монстров, как шаттер и айс, будут рисковать своими многомиллионными обротами ради того, чтобы продать налево парочку ваших любительских снимков.
Исходя из всего вышесказанного, если вы хотите отслеживать информацию о продажах, вы получите её в полном объёме, так же, как и ваши деньги. Как правило, все ведущие фотобанки предоставляют фотографам более-менее развёрнутую информацию о ежедневных продажах (каждой фотографии): дата, цена, количество проданных фотографий. Кроме того, многие фотобанки высылают уведомления о продажах на электронную почту, если вы установили такую опцию. Это то, что касается статистики продаж.
Теперь про ожидание выплат и частоту выплат. Я вас уверяю, что в традиционных фотобанках продаж и выплат приходится ждать гораздо дольше (годами!), чем в микростоках, особенно при наличии любительского портфолио в несколько сотен карточек. И я уж промолчу про ожидание в случае, если упрятать сундук с «фотосокровищами» на острове Буяне :). Продажи, с оооочень высокой вероятностью, не произойдут никогда. В микростоках же более менее регулярный вывод денег чеком или на PayPal/MoneyBookers (по $100 Х 3 микростока = $300 в месяц) случается уже при наличии портфолио в 300-500 карточек.
Конечно, случаи разные бывают. Помню, я на каком-то форуме общалась на тему микростоков. Мне там товарищи гордо заявили, что $1000 с микростоков – это вообще копейки. Их вывод был таков: лучше держать высокохудожественные «фотосокровища» в сундуке на острове Буяне, чем продавать за копейки на микростоках. К слову, товарищи на микростоках не были даже зарегистрированы. И в другой ветке плакались про то, что жизнь трудна и несправедлива: дети хотят конфет, жена – туфлей, а денех нету. Ноу коммент.
Давайте теперь рассмотрим вопрос о покупателях и дальнейшем использовании проданных карточек. Здесь с комментатором соглашусь: согласно правилам микростоков эта информация считается приватной и фотографам она недоступна. И здесь микростоки проигрывают традиционным фотобанкам, в которых эти данные известны всем, как фотографам, так и покупателям. Это с одной стороны. С другой стороны, микростоковая карточка может продаваться бесконечное количество раз, в то время, как в традиционных фотобанках ту же карточку купят один-два раза и всё (никто ведь не хочет платить $200-500 за снимок, который был использован, например, конкурентами по бизнесу). Но, как и в любом правиле, бывают исключения: фотолия предоставляет автору фотографии имена покупателей его работ. В любом случае, знание имени покупателя вам не даёт никаких преимуществ. Покупатель может набрать много карточек впрок, про запас. Возможно, что он их никогда не применит в публичных рекламных компаниях и дизайнах. Вы ж не будете теребить покупателя: «Ну когда ж ты мою карточку пустишь в оборот?».
А может, вы думаете, что зная покупателя, вы можете утановить с ним непосредственный контак для дальнейших продаж? С таким же успехом вы можете установить непосредственный контак со своими соседями. 🙂 Ведь помимо контактов необходимо уметь позиционировать свой товар, продвигать его, выставлять в выгодном свете, создавать брэнд, если можно так выразиться. Именно этим и занимаются фотобанки. И именно за это они берут процент от продажи ВАШИХ карточек к СЕБЕ в карман. Ведь создание удобного сайта, его раскрутка и маркетинг стоят немалых денежных вливаний. Для создания малюсенького и никому не известного микростокового агентства требуется около пол-миллиона долларов. Вы готовы заплатить хотя бы десятую часть от этой суммы для продвижения своего портфолио? Или вы предпочитаете дешево и сердито держать «фотосокровища» в сундуке на острове Буяне?
Да, и конечно же, выставляя ваши фото на продажу в микростоках, все авторские права остаются за вами. Вы и только вы будете являться автором всех ваших карточек, о чём многие покупатели не забывают упомянуть (например, в журналах и на сайтах я часто видела карточку, подписанную так: «автор/микросток», причём «микросток» выступает, как место покупки).
Ну, и в напоследок, Наталия Македа, автор этой статьи, за пропаганду фотобанков не получает ни цента. Если уж говорить совсем на чистоту, то единственное вознаграждение, которое я получаю – это реферальные отчисления. Но если учесть, что из всех моих нескольких десятков рефералов реально продают человека три-четыре, то если пару долларов в месяц набежит – и то хорошо. Мне просто интересны данные темы: фотография и коммерция.
Я лично вижу собственный прогресс в фотографии, пост-обработке и, соответственно, денежных доходах. Конечно, доходы мои с микростоков не бог весть какие, но здесь даже не в деньгах дело. Дело здесь – в самореализации, в увлечённости, в личностном росте, в индивидуальном прогрессе, в самопознании… Ведь микростоки не так просты, как могут показаться на первый взгляд. Это просто думается с непривычки: закинь пару карточек и подставляй мешок под капающие комиссии. Нет, на микростоках нужно упорно работать: постоянно фотографировать, тщательно обрабатывать карточки, генерировать новые идеи, учиться новым приёмам и хитростям, постоянно совершенствоваться, хладнокровно относиться к отказам, анализировать свои продажи, наращивать темпы… И всё это «быстрее-выше-сильнее». Если вы не готовы ко всему этому, то да, микростоки – лохотрон. Если же всё вышесказанное не проблема и вам важно найти истинное понимание и признание своих талантов и возможностей, то микростоки – это то, что вы ищете. Вливайтесь!
Достойный ответ "благодарному" читателю :)
ОтветитьУдалитьВы так считаете? :)
ОтветитьУдалитьНа самом деле, стокам дешевле и проще именно на честных продажах наживаться - в Штатах (где большинство зарегистрированы) законодательство об авторских правах дорогое, и потому разбирательства по нему потребуют услуг недешевых юристов, так что проще все честно продавать и привлекать пользователей именно этим. Опять же, там должна быть отчетность: что, кому и когда (и за сколько) - это чтобы никто не предъявил претензии как раз, что стырили. Но если увидели где-то, где быть не должно, конечно, можно наехать на сток, тогда они оправдаются, ну или сами окучат "вора".
ОтветитьУдалитьSam, прекрасный комментарий, спасибо!
ОтветитьУдалитьНадеюсь, скептики поверят.
ПЛОХО С АНГЛИЙСКИМ,КАК ПОДПИСЫВАТЬ ФОТО?
ОтветитьУдалитьФотографов, как и фотографий, в фотобанках становится все больше и больше. У многих, доходы от продаж снижаются, несмотря на прикладываемые усилия. Предлагаю вашему вниманию интересную статью с размышлениями на тему будущего фотобанков:
ОтветитьУдалить[url=http://alexleoshko.com/2009/02/28/trebuyutsya-fotografy-s-rabotami-ne-deshevle-chem-800/]Далее>>>[/url]
Господин Бездомный :), благодарю за ссылку. В ближайшей рассылке я проанонсирую тему.
ОтветитьУдалить