воскресенье, 4 ноября 2012 г.

Фокусировка на движущихся объектах

Давным-давно, во времена камер с ручной фокусировкой, съёмка движущихся объектов было нетривиальной задачей. Скажем прямо, это было ТРУДНО. Когда появился автофокус, то стало полегче. Но всё равно, его было недостаточно для спортивной фотографии. Современные же AF-системы даже в зеркалках начального уровня вполне справляются с фокусировкой на движущихся объектах.


Предиктивный фокус - это технология, которая позволяет камере рассчитать точку фокусировки, то есть точку, в которой окажется движущийся объект, если он (объект) движется от или к камере.

Для того, чтобы переключиться в режим слежения за движущимися объектами, нужно переключить AF на Continuous (в зависимости от производителя помечатеся в настройках камеры, как C-AF или AF-C). Что происходит в этом режиме? Когда вы нажимаете кнопку спуска до середины, фокус НЕ блокируется, как в случае AF, а продолжается меняться, следуя за движущимся в кадре объектом, за который ему (фокусу) удалось "зацепиться".

При съёмке движущихся объектов также рекомендуется влючать серийный режим съёмки. Вы заметите, что некоторые картинки получаются резкими, а у некоторых с фокусом случается промах. Это зависит от ряда факторов:

  1. Естественно, от того, насколько хорошо приспособлена ваша камера к слежению за движущимися объектами. Проверьте, позволяет ли ваша камера выбирать, какую группу фокусировочных датчиков сделать активными (а не просто тупо активировать все и ждать, что авось какой-нибудь да сработает).
  2. От того, как движется снимаемый объект. Если его скорость и направление постоянны, то предиктивный фокус будет срабатывать лучше. Если же движение хаотично, то чудес не ждите. Вот поэтому фотографировать бегающего ребенка в разы сложнее, чем автомобиль, который едет со скоростью 130 км/ч зато по прямой линии.
Словом, только профессиональные зеркалки устроены так, что у них выше вероятность получить резкий снимок движущегося объекта. Да и то, 100% результат всё равно не гарантирован.
By evoo73

Как можно увеличить вероятность путём префокусировки

До того момента, когда изобрели автофокусировку, спортивные фотографы прибегали к методу префокусировки: они фокусировались на определенной точке кадра, а потом просто нажимали кнопку спуска, когда объект оказывался в это точке. Для оттачивания этого метода нужно долго практиковаться и набивать руку на разных объектах.
 
Префокусировка хорошо работает, когда снимаемый объект движется по предсказуемому маршруту, например: пловец, бегун, машина на дороге. В этом случае переключите объектив в ручной фокус и выберите участок, на котором вы можете вдумчиво сфокусироваться до того, как туда прибудет ваш объект.
 
За несколько секунд до попадания объекта в фокус нажмите кнопку затвора до половины, чтобы в ключевой момент дожать её.
 
Некоторые камеры (изучайте руководство пользователя для уточнения) позволяют использовать, так называемую фокус-ловушку (trap focusing), когда камера автоматически срабатывает в тот момент, когда объект попадает в зону сфокусированности камеры. Для этого нужно выбрать режим Single shot AF. Затем выберите Custom Function, чтобы перепрограммировать кнопки камеры таким образом:
  • убрать с затвора функцию AF;
  • переместить AF на одну из кнопок: AE-L, AF-L, AF-On.

Эту новую кнопку вы используете для префокусировки на нужной вам точке кадра. Вы как обычно нажимаете кнопку затвора до половины. И как только объект попадает в зону сфокусированности, так сразу камера САМА срабатывает и снимает кадр!

Assist focus point

У некоторых камер присутствует "ассистирование фокусной точке". То есть вокруг точки фокусировки активируются дополнительные датчики, которые пытаются поймать фокус, когда выбранная фокусировочная точка не может сфокусироваться. Проконсультируйтесь с руководством пользователя к своей камере, чтобы выяснить, есть ли в вашей камере такая функция и как её включить.

Съёмка с проводкой (паннинг)

Не всегда имеет смысл замораживать объект в кадре. Иногда хочется показать динамику, движение, скорость.
 
Съёмка с проводкой подразумевает длинные выдержки. При этом камера движется параллельно движению объекта. При такой технике сам объект остаётся в фокусе, а его фон размывается. Но важно правильно проводить подобную съёмку.
 
Технические настройки камеры: включите режим AF Continuous и все датчики фокусировки.
 
 
 А дальше остаётся упражняться, упражняться и ещё раз упражняться в том, чтобы аккуратно поворачивать камеру слева направо или справаналево. Поэкспериментируйте также с выдержками. Например 1/60 не сильно-то и размажет фон, поэтому картинка получится пёстрая. А вот при 1/15 движение будет уже более ярко выраженным.
 
Ситуации:
  1. Если использовать не все датчики фокусировки, а только один какой-нибудь, то в случае попадания этого датчика на тёмный участок объекта можно получить плохую резкость, потому что некоторые камеры с трудом фокусируются на тёмном.
  2. При выдержке 1/250 кадр получается замороженным и движения не видно совсем.
  3. При выдержке 1/20 и тяжёлом объективе (типа 70-200) трудно проводить аккуратный поворот камеры, чтобы объект оставался в фокусе.
Все использованные в статье изображения распространяются по лиценции Creative Commons Attribution-NonCommercial 2.0 Generic, то есть для некоммерческого использования, но с обязательным указанием авторства.

Похожие статьи:


0 коммент.:

Отправить комментарий

© Natalia Macheda/Наталия Македа, 2008-2013
Все материалы блога защищены авторским правом. Любая перепечатка или использование материалов этого блога в коммерческих целях возможна лишь с письменного согласия автора. При некоммерческом использовании допускается лишь частичное копирование текста какой-либо статьи блога с обязательной ссылкой на полную статью. Полное копирование какой-либо статьи блога ЗАПРЕЩАЕТСЯ даже при наличии ссылки на блог.