Sara Lando
Сара Ландо - художница-фотограф, живёт и работает в Милане, где она и получила образование по специальности "Индустриальный рисунок". Начала она с цифромыльницы, у которой количество мегапикселей было меньше, чем у её нынешнего мобильника, и постепенно доросла до Nikon D200. Её автопортреты с масками, сделанными собственоручно ею же, пубиковались в различных журналах в разных странах. Одержима фотографами: Франческа Вудман (Francesca Woodman), Синди Шерман (Cindy Sherman) и Даяна Арбус (Diane Arbus).
Почему ты решила заняться фотографией? Это было случайное решение или сложились какие-то специальные обстоятельства, которые подтолкнули тебя к нему?
Первый мой контакт с фотографией был случаен. Я изучала индустриальный рисунок в миланском политехе, и по долгу учёбы мне приходилось фотографировать индустриальные модели или другие вещи, относящиеся к проектам. Фотографировать всё это на плёнку было нудно и дорого. Поэтому я решила приобрести Sony Mavica с 1,3 мегапикселями (в ту пору это был последний писк технологии).
Студенческая жизнь трудна, полна забот и хлопот. Поэтому однажды после обеда, я решила расслабиться и отвлечься от студенческих проектов. И я начала хаотично фотографировать себя и части своего тела. После трёх часов такого баловства я расслабилась и успокоилась и обнаружила, что забила 20 флоппи-дисков вот этими самыми фотографиями. Сейчас я не могу смотреть на них без улыбки. Но тогда в них я заметила возможности, невидимые мне ранее.
С того момента я и повесила фотоаппарат себе на шею. У меня всегда были конфликтные отношения со своим телом, а фотография помогла найти компромиссы. В тот начальный период меня больше интересовала не красивая фотография, но красивая я на фотографии. И следовательно, главным импульсом к занятию фотографией стал мой эгоцентризм и желание понять себя перед объективом: как минимизировать дефекты, какой свет использовать для того, чтобы спрятать всё своё несовершенство... Некоторые женщины понимают это с ходу, я себя к ним не отношу.
Самое странное, что пока зеркало продолжало отображать меня какой-то деформированной и оторванной от реальности, я могла оценивать себя объективно на фотографиях, которые создавала без какой-либо эмоциональной нагрузки.
С течением времени - как всегда, когда меня что-то очень сильно интересует - я начала искать в фотографии ещё больший потенциал. Я смотрела на работы других фотографов и старалась понять, почему они функционируют, о чём сообщают. Я не имела ни малейшего понятия, что такое ГРИП или как свет отражается от разных поверхностей. Я старалась сымитировать многие эффекты в пост-обработке и чувствовала себя при этом полнейшей идиоткой. Я думаю, что это отсутствие базовых знаний заставила меня раскрыть глаза, внимательно глядеть в оба и вникать. И я глядела и вникала, с гораздо большим вниманием, чем могла бы, если бы обладала "формальным" образованием по теме с самого начала.
К слову, "формальное" образование я таки в последствии получила. Это случилось на последнем курсе, когда я перевелась в другой университет.
Сразу же цифра или начало было плёночным?
Цифра, потом плёнка, потом цифро-зеркало. После приблизительно одного года использования моей первой цифромыльницы я начала ощущать нехватку фундаментальных базовых знаний. Последний курс я отучилась в Дизайнерской школе Род Айленда в Провиденсе на факультете фотографии, где я изучала даже проявку и печать в темноте, а также историю фотографии. Одновременном с этим я посещала курсы цифрового фото.
Мне часто доводилось обрабатывать плёнку, сканировать её, обрабатывать цифровое изображение, заливать его опять на плёнку и печатать традиционным способом. Таким способом, кстати, была проделана вся работа над книгой монстров. В настоящий момент работают почти полностью с цифрой, особенно потому что у меня нет тёмной комнаты для проявки и печати и я не люблю отдавать свои плёнки на проявку и печать третьим лицам. Но я не теряю надежды однажды найти помещение для моего увеличителя.
В любом случае, цифровые технологии являются основой моей работы: ни одному из моих снимков не удаётся избежать хотя бы капельки пост-обработки в фотошопе. И если бы не цифра, я бы никогда не занималась фотографией ни профессионально, ни любительски.
Желание обдумать будущий снимок прежде, чем нажать кнопку спуска, пришло много позже. Это желание было вызвано необходимостью как можно плотнее контролировать то, что получается на выходе. Но для этого мне потребовался именно тот тип свободы, которую дают цифровые технологии.
Фотография - это цель или средство?
Мне бы хотелось сказать, что средство, и часто так оно и есть. Однако иногда случается, что я создаю фотографии просто для того, чтобы создать, без какого-либо желания донести некое сообщение зрителю, просто для собственного удовольствия. И часто случается, что зрители моих фото видят в них гораздо больше того, что я имела в виду. И в такие моменты я думаю: "Вау, надо было бы, кстати, реализовать и это!".
На самом деле, читая коментарии к моим фото, я понимаю, что мне удалось как-то увидеть другие уровни прочтения вещей, которые я делаю. Эта форма диалога, она очень стимулирует и позволяет мне исследовать новые пути.
Поэтому я думаю, что фотография для меня - это средство в том смысле, что позволяет мне вытаскивать наружу идеи, которые я не могла выразить иным другим способом. Но фотография - это также и цель, потому что я замечаю, что каждое фото, которое я создаю, является шагом вперёд к "настоящей" фотографии, в которой можно выразить что угодно, как угодно, когда угодно.
Основной твой жанр - автопортрет. Если бы в твоём распоряжении была шикарная студия и очередь моделей, ты бы перестала фотографировать себя? Или же быть моделью для себя тебе более интересно?
Я начала с автопортретов с целью самопознания, как я уже сказала выше. Кроме того автопортреты принесли мне и практическую пользу, поскольку я могла не стесняясь и не беспокоя никого экспериментировать. В течение года и даже больше почти никто не знал, чем я занималась. Некоторые люди, начиная изучать что-либо, оповещают всех своих родственников и соседей о своих успехах и достижениях. Я же всегда старалась пройти свой путь самомтоятельно, без сторонней помощи, как можно дольше. Чьё-то мнение о моих достижениях мне интересно, когда я что-то понимаю в том, что делаю.
Автопортреты хороши тем, что не существует модели, которая может обидеться на ужасное фото. В моём распоряжении всегда есть модель, я сама, когда хочу пофотографировать и мне не нужно беспокоиться о том, что я смущаю её и смущаться перед ней. С этой моделью у меня не бывает проблем, касающихся релиза, если я захочу опубликовать её фотографии где-нибудь. Не так-то просто войти в доверие к посторонним людям настолько, чтобы они позволили уложить себя позировать среди рыб или перьев. Непрофессиональным моделям сложно давать точные указания, соответсвующие задумкам в голове. Я ещё и застенчивая: мне трудно сказать модели: "Нет, не так, а вот так". Первое время я буквально была парализована робкостью, когда снимала своих первых моделей, и довольствовалась тем, что они додумывали, исходя из моих застенчивых указаний.
Но с приобретением опыта, конечно, всё меняется. Я всё больше и больше фотографирую разных людей. И с некоторыми моделями у меня сложились дружеские отношения, выходящие за стены фотостудии. И знаете, мне всё больше и больше нравится, что мне не нужно бегать по таймеру камеры. Хотя, конечно, автпортреты я буду продолжать снимать, но буду также интегрировать и других людей в свои работы, которые не могу создавать полностью сама.
См. серию Алиса в стране чудес
Твои фотографии проходят сильную пост-обработку. Это так необходимо для воплощения твоих идей?
Фотографию я сравниваю с блюдом: разные компоненты могут быть использованы для приготовления, разные способы обработки ингредиентов могут быть применены, по разному можно выложить его на тарелку и украсить, подать к нему вино... А можно просто схавать всё прямо из кастрюли. Я полагаю, что 40% фотографии - это съёмка, 40% - это пост-обработка и 20% - это презентация фотографии. Все мои фотографии так или иначе подвергаются постобработке, но я никогда не исправляю ошибки, допущенные при съёмке. Дилетанты думают, что из любого, сколь угодно бракованного, фото в фотошопе можно сделать конфетку. У меня лично этого ни разу не получилось. Я предпочитаю переснять фото, если вдруг получился брак.
Как рождается идея проекта или фотографии? Имеешь ли ты в голове конечный результат и работаешь на него или детали всплывают в процессе проб и экспериментов?
Почти всегда всё начинается с зарисовок и эскизов карандашом, которые я делаю в блокноте, который я ношу всегда в своей сумочке. Потом я придумываю разные детали и свет. Потом подготавливаю все необходимые вещи... После съёмки задуманного фото я не останавливаюсь и начинаю импровизировать, обыгрывая постановку темы и её элементов с разных ракурсов. Иногда после десяти снимков я заканчиваю фотосессию и выбрасываю почти всё наимпровизированное. Иногда я снимаю часами и получаю действительно интересные снимки, непохожие на задуманный.
Над каким проектом ты работаешь сейчас?
Сейчас я веду параллельно пару проектов, которые находятся на разных стадиях завершения. Во-первых, я работаю над серией, посвящённой мотелям, ночных бензозаправок и супермаркетных парковок. Мне интересны "проходные" места без людей: они прекращают свою работу и приобретают необычное настроение.
Во-вторых, я работаю вместе с Алессандро Локателли над огромным проектом: иллюстрация одной истории. Называется "Magpies". В проекте участвуют фотографии в разных стилях, и самое сложное - подобрать их сочетание так, чтобы они не выглядели все вместе одним сплошным беспрядком.
Какое место занимает фотография в твоей профессиональной деятельности?
Моя основная работа - графика. Но помимо обложек, афиш и постеров, параллельно делаю разные фотоработы: от натюрмортов до портретов, от тест-шутинга моделей до фоторетуши. За исключением свадеб и репортажки (не от того, что я сноб, а от того, что данные виды фотосъёмки изнуряющи и требуют специальных способностей: у меня получается лучше создавать момент, а не ловить его), если меня просят снять что-нибудь за деньги, то нет проблем: я получаю новый опыт и понимаю лучше свои возможности. Со мной связывались несколько зарубежных галерей, но я всё ещё нахожусь в растерянности по поводу того, что мои фотографии могут рассматриваться, как произведение искусства. Мне удобнее думать о себе, как о ремесленнике.
Прикольно прочитать про свою однофамилицу( склоняется тоже смешно)- тем более, что я тоже работаю в сфере исскуства.
ОтветитьУдалить