Объективы. Часть 3: Широкоугольные объективы
Начиная с этой статьи, мы рассмотрим основные типы объективов, их специфические характеристики и способы использования. Более того, мы покажем несколько нестандартных идей для съёмки.
Ультра-широкоугольники
Объективы с ультра-широким углом идеальны для панорамных, захватывающих дух снимков, монументальной архитектуры и вообще больших объектов, находящихся в экстремальной близости к нам.
Благодаря своему ультра-широкому углу, эти объективы позволяют втиснуть в кадр больше сюжета. Особенно это актуально в случае с обширным объектом, как, например, архитектура. Они также незаменимы при работе в тесном пространстве, например, при съёмке интерьеров. Для близко находящихся объектов снимок получается с явной выраженной дисторсией (искажение перспективы) к углам картинки. В тоже время удалённые объекты выглядят неестественно маленькими и даже могут "потеряться" в кадре.
Кроме того, ультра-широкоугольниками можно получить картинку с чрезвычайно большой ГРИП, даже не зажимая диафрагму. И они лишены проблем (шевелёнка) при съёмке "с рук". Зато проблемным может быть ручной фокус, поэтому рекомендуется использовать автофокус, блокировку фокуса и перекомпоновку кадра.
Будьте внимательны при съёмке панорам, где много-много неба: камера может ошибиться и недоэкспонировать кадр.
Среди ультра-широкоугольных объективов присутствуют, как фиксы (например, 14, 16, 18 и 20 мм от Никона), так и зумы (например, 10-20 мм от Сигмы или 17-40 мм от Кэнона).
Использование ульра-широкоугольных объективов
Стандартное использование: панорамные объекты
Нестандартное использование: карикатуры и шаржи - результат дисторсии
Рыбий глаз (фиш-ай)
Существует два типа объективов "рыбий глаз": круговые и полнокадровые. У первых угол составляет 180°, а результирующая картинка получается как бы сферическая и остальное пространство кадра - чёрное. Полнокадровые же фиш-ай стараются заполнить этой сферической картинкой весь кадр, но и угол зрения у них меньше. Типичное фокусное расстояние кругового фиш-ай около 8 мм, а у полнокадрового - 15-16 мм.
Существуют конверторы типа фиш-ай, которые подходят для многих компактных камер. Рекомендуется избегать дешёвых конверторов для цифровых зеркалок, поскольку качество конечной картинки может быть плохим.
Фиш-ай идеально подходит для фотографирования архитектуры, пейзажей и интерьеров. Особенно любопытны круговые панорамы неба, а также гротескные портреты или крупноплановые портреты спортсменов в движении, например, скейтбордистов или лыжников.
Широкоугольники
Широкоугольные объективы легки на вес и поэтому идеальны для путешествий, особенно, если вы хотите фотографировать пейзажи. Благодаря своему широкому углу, эти объективы - отличный выбор для съёмок пейзажей и архитектуры, интерьеров и групповых портретов. Снимки, сделанные широкоугольником имеют большую глубину резкости. Однако, именно поэтому фотографии могут казаться перегруженными деталями. Кроме того, резкость может падать к углам кадра.
Для фотографирования пейзажей, когда необходима закрытая диафрагма и минимальное ISO, рекомендуется использовать штатив, по уровням которого следим, чтобы горизонт был ровным.
Широкоугольные фиксы позволяют фокусироваться даже на небольших расстояниях, что делает их весьма гибкими в использовании.
Стандартное использование широкоугольников: пейзажи.
Нестандартное использование
- Природа: обычно для живой природы используют телеобъектив. Но широкоугольник позволяет показать объект съёмки в своей естественной среде.
- Спорт: широкоугольник придаёт снимку театральность. Используем это свойство для создания динамичных спортивных сцен. Приблизимся к объекту как можно ближе и как можно плотнее кадрируем снимок.
- Крупный план: многие широкоугольные фиксы, да и некоторые зумы тоже, могут фокусироваться на очень малых расстояниях. Используем их для съёмки листьев, цветов и природных фонов.
- Портреты: Широкоугольники позволяют снимать портреты с очень близкого расстояния, придавая снимку интимность. Они также превосходны для фото с нестандартным ракурсом.
Советы по использованию широкоугольников
- В большинстве видоискателей сцена не видна на 100%. Внимательно просматривайте снимок на LCD, чтобы убедиться, что отсутствуют какие-нибудь нежелательные детали у границ кадра.
- Из-за своего ширококго угла эти объективы подвержены бликованию. Используйте бленду или просто приставьте руку козырьком к краю объектива, чтобы не допустить попадания излишнего света. Проверьте на LCD, что засветка отсутствует.
- Если держать камеру на уровне живота, то никто и не заметит, что вы снимаете: получится
компроматсюрприз! Установим фокус на бесконечность и экспозицию вручную (выдержка от 1/125 и быстрее).
Читайте также
Часть 1: Основные элементы объектива. Фокусное расстояние. Кроп-фактор
Часть 5: Макро и стандартные дискретники
Часть 7: Типичные проблемы объективов
Часть 8: FAQ по объективам и уход за ними
Оригинал статьи на итальянском языке опубликован в журнале Digital Camera Magazine №48 (март, 2007). Иллюстрирующие фотографии взяты из оригинальной статьи.
Комментарии
Отправить комментарий