суббота, 8 ноября 2008 г.

Практический гид по чёрно-белой фотографии. Часть 2: Добавляем контрастность в ЧБ (Выпуск 40)

Скачать всю статью в PDF формате (размер 2.81 Мб)

Как известно, черно-белая фотография не так проста в создании, как может показаться на первый взгляд. Она должна передавать всё многообразие цветов при помощи тонов чёрно-белого градиента. Причём подразумевается, что ЧБ снимок, в отличие от его цветного аналога, должен подчёркивать глубину и драматизм сюжета. Поэтому мы не можем ограничиться первым черно-белым вариантом, получившимся из цветной фотографии. Сравните, например, два снимка:

До и после

Хорошая чёрно-белая фотография должна обладать широкой гаммой тонов: от светов облаков до средних тонов пара, вплоть до теней холомов. Наша же входная фотография (слева) выглядит плосковато и не передаёт тех эмоций, которые планировались при съёмке или при конвертации из цветного в ЧБ (фотография "До", кстати, и получена конвертацией в миксере каналов). Если это случилось и с вашими снимками, то эта статья для вас.

Для проблемы "плоского" ЧБ снимка существует решение поднятия контраста. То есть тёмные области должны стать темнее, а светлые - светлее. Для этого, мы используем два слоя, заполненных 50%-ным серым цветом: один для затемнения, второй - для просветления забеления. Наша палитра слоёв выглядит следующим образом:

  1. Режим смешивания - для двух "серых" слоёв, упомянутых выше и разъясненных ниже, мы будем использовать режим Overlay, который придаёт драматизма, если правильно маркировать серый слой.
  2. Cлой для осветления светлых тонов - для него мы будем применять маркирование белым цветом.
  3. Слой для затемнения тёмных танов - для него мы будем применять маркирование чёрным цветом.
  4. Прозрачность слоя - необходима для регилирования воздействия любого слоя на всю картинку целиком.
  5. Корректирующие слои, например, корректирующий слой Levels - необходимы для управления общей контрастью изображения.

Маркирование - это всего лишь закрашивание необходимой области на сером слое при помощи обычной кисти. Давайте рассмотрим опции кистей:


  1. Селектор кистей - выдаёт палитру имеющихся кистей.
  2. Модальность кисти - что-то вроде режима смешивания, только не слоёв, а рисунка, произодимого кистью, со слоем, поверх которого производится рисование. Мы оставим значение по умолчанию, Normal.
  3. Прозрачность кисти - уменьшим данный параметр, чтобы уменьшить воздействие кисти.
  4. Плавность кисти - оставим данный параметр на 100%, чтобы единичные мазки не выделялись из общей картины.
  5. Аэрограф - если вы хотите иметь контроль над нажатием кисти, включите данный параметр.

Процесс продвинутого повышения контрастности

Предположим, что нашу ЧБ фотографию мы получили из любым удобным нам способом: или из RAW, или конвертацией цветного фото в ЧБ, или даже сканированием плёнки. Теперь нам нужно добавить вней контрасности и драмматизма. Как уже было сказано выше, нам нужно создать два пустых слоя и при помощи Edit->Fill заполнить их 50%-ным серым цветом (см. скриншот справа). Для обоих слоём установите режим смешивания Overlay.

Добавляем контраста на облаках: выберите мягкую кисть чёрного цвета размером в 100 пикселей и установите её прозрачность в 16%. На слое Burn примените эту кисть поверх тёмных мест облаков. Теперь переключитесь на слой Light, выберите белый цвет для кисти и примените кисть на границах облаков, там где самые светлые пятна. После операции осветления затемнение могло померкнуть. Поэтому опять переключитесь на слой Burn и на чёрную кисть и лёгкими мазками восстановите потерянный контраст.

Теперь увеличим чёрную кисть до размера 300 пикселей и добавим драматизма на оставшееся небо. Для этого опять на слое Burn примените кисть на участках неба без облаков.

Подчеркнём пар. Для этого прежде всего выделим его при помощи Select->Color Range. Потом достаточно ткнуть пипеткой по пару и выбрать вариацию вабранного цвета (Fuzziness) так, чтобы превьюшка селекционирования (например, в режиме Grayscale (см. скриншот справа)) показывала белым бОльшую часть пара на исходной картинке. В нашем случае понадобилось установить Fuzziness=52, чтобы охватить максимальный объём пара. Нажмите ОК, чтобы выделение создалось. Теперь мягкой белой кистью размером в 700 пикселей проведите пару раз поверх пара на слое Light. Снимите выделение (Ctrl+D).

Аналогичным образом выделите затемненённые части холмов и грязи на первом плане. Смените цвет кисти на чёрный, и на слое Burn примените кисть. Снимите выделение.

Финальные манипуляции. Контрастность картинки заметно повысилась. Однако отдельные шаги повышения контрастности нужно привести к общему знаменателю. Для этого создайте корректирующий слой Levels и в открывшемся диалогом окне (см. скриншот справа) сместите левый курсор вправо, правый курсор - влево, а средний курсор - так, чтобы общий вид изображения радовал глаз (у нас оказалось, что для этого нужно сместить средний курсор влево).

Слейте все слои и сохраните конечное изображение.

Читайте также

Часть 1: Конвертация цветного фото в ЧБ
Часть 3: Базовая техника тонирования
Часть 4: Продвинутая техника тонирования в Duotone
Часть 5: Имитация инфракрасного фильтра
Часть 6: Соляризация или эффект Сабатье
Часть 7: Зерно
Часть 8: Рассеяное свечение

P.S.: А вот, что получается если воспользоваться лишь единственным корректирующим словем Levels.

Похожие статьи:


3 коммент.:

focused.ru комментирует...

Наталья, не забьет ли последний корректирующий слой уровней полутона, что вы хитро накладывали через смешение слоев? Почему тогда нельзя все было сделать одним слоем кривых?

Natalia Macheda комментирует...

Хитрое смешение слоёв было для добавления в гистограмму "боковых" значений, поскольку касалось лишь теней и светов: мы затемняли тёмное и осветляли светлое. Средние тона не затрагивались. Последний корректирующий слой мог бы быть и единственным, но снимок и остался бы таким же плоским (см. пост)

Natalia Macheda комментирует...

Глядя на эту статью с высоты моего опыта, да, наверное, можно было обойтись лишь одним корректирующим слоем кривых. Кривые - очень мощный инструмент.

Отправить комментарий

© Natalia Macheda/Наталия Македа, 2008-2013
Все материалы блога защищены авторским правом. Любая перепечатка или использование материалов этого блога в коммерческих целях возможна лишь с письменного согласия автора. При некоммерческом использовании допускается лишь частичное копирование текста какой-либо статьи блога с обязательной ссылкой на полную статью. Полное копирование какой-либо статьи блога ЗАПРЕЩАЕТСЯ даже при наличии ссылки на блог.