Объективы. Часть 6: Использование


Хороший объектив в неумелых руках может принести разочарование, равно как и средний объектив, использованный с умом, даст на выходе прекрасные фотографии.

1. Правильная выдержка

Когда мы фотографируем с рук, очень важно придерживаться базового правила: длительность выдержки должна не превышать 1/F, где F - фокусное расстояние объектива. Например, 1/60 или менее для объектива 50мм, 1/250 или менее для фокусного расстояния 200 мм. Для объективов со стабилизатором это правило можно нарушить (увеличить выдержку) на 1-2 стопа. Если мы используем телеобъектив, то для выдержки 1/60 и дольше необходимо использовать штатив или просто другую подставку. Выдержки длиннее 1/30 требуют, помимо штатива, удалённый спуск затвора и блокировку зеркала. Блокировка зеркала позволяет переждать внутренние вибрации фотокамеры.

2. Правильная диафрагма

"Правильность" диафрагмы на самом деле зависит от типа используемого объектива и от того, какой эффект мы желаем получить. Для пейзажей, как правило, используют закрытую диафрагму. А вот для натуралистических или спортивных фотографий, где важна скорость съёмки, необходимо открывать диафрагму широко. Для третьих объектов нужен компромисс: минимальная ГРИП при максимальной чёткости всего объекта и размытости его фона. В этом случае f/8 - часто наилучшее решение.

3. Фокусировка

Самый важный аспект любой карточки - главный объект должен быть в фокусе. Если у камеры активны несколько точек фокусировки, то рекомендуется выбрать лишь одну и по ней фокусироваться с наибольшей тщательностью. Центральная точка фокусировки самая чувствительная (и точная): пусть она попадает на самую важную часть картины: глаза человека или передний план пейзажа. Если необходимо, чтобы точка фокусировка была смещена, то можно просто заблокировать центральную фокусировку и перекомпоновать кадр. Как альтернатива, можно прибегнуть к ручной фокусировке для максимального контроля.

4. Распознавание недостатков объектива

Каждый объектив имеет какие-то недостатки: засветки, виньетирование, искажения... В одной из следующих статей мы научимся распознавать эти проблемы и познакомимся с некоторыми рецептами их устранения.

5. Суперзум

Используя зум, многие прибегают лишь к его экстремальным значениям фокусного расстояния: самое большое или самое маленькое. Оно и понятно: одна и та же сцена может быть представлена в разных углах зрения. Однако следует не забывать и о промежуточных фокусных расстояниях, если мы хотим использовать его эффективно. Следует так же помнить следующее:

  • Телезумы обычно тёмные: как правило, на длинном конце их максимальная диафрагма не превышает f/6.3. А значит, нужно ставить длинную выдержку. В результате без штатива обойтись трудно.
  • Обратите внимание на подвижность телеобъектива: опуская или поднимая его под углом, тубус под собственным весом может сместиться и фокусное расстояние уже будет другим.
  • Не ожидайте чудес от зумов, покрывающих широкий диапазон фокусных расстояний. Они дают нам лишь удобство, практичность, компактность и скорость реагирования на различные ситауции, что несравнимо с тем случаем, когда у нас два или три объектива, покрывающих вместе то же фокусное расстояние.

6. Чистота линз

Чистый объектив, без пыли, отпечатков пальцев и грязи, гарантирует максимальную отдачу своего потенциала. Про чистку линз мы поговорим в будущих статьях.

Читайте также

Часть 1: Основные элементы объектива. Фокусное расстояние. Кроп-фактор  

Часть 2: Диафрагма и ГРИП  

Часть 3: Широкоугольные объективы  

Часть 4: Телеобъективы  

Часть 5: Макро и стандартные дискретники  

Часть 7: Типичные проблемы объективов  

Часть 8: FAQ по объективам и уход за ними

Оригинал статьи на итальянском языке опубликован в журнале Digital Camera Magazine №48 (март, 2007).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список фотостоков, которые я рекомендую

Состаренный текст

Как превратить дневной пейзаж в закат